Categorized | Эпоха в лицах

Начальный уровень образования

Вряд ли можно сомневаться, что он приехал в Казань, чтобы учиться. Однако в нем уже жил и развивался, если можно так выразиться, совсем иной человек, нежели тот, ко­торого пытались сформировать гимназические каноны. Пото­му-то дальше первого курса его университетское учение не пошло.

Это было свойственно для многих большевиков его когор­ты, в том числе и той группы наиболее крупных государст­венных и партийных руководителей, которая условно была выделена выше. Только пятеро из них (Ленин, Красин, Чиче­рин, Нариманов, Орахелашвили) сумели, преодолев немалые трудности, получить дипломы о высшем образовании. Другие же (Бухарин, Брюханов, Зиновьев, Каменев, Куйбышев), по­добно Рыкову, лишь сделали шаг к этому либо так и ограни­чились средним образованием (Молотов, Сокольников, Троц­кий, Цюрупа, Червяков). Кроме Дзержинского и Сталина, не завершивших его, формально-образовательный уровень ос­тальных (Калинин, Петровский, Рудзутак, И. Смирнов, Том­ский, Чубарь, Шмидт) был в пределах различных начальных ступеней.

Незавершенность или начальный уровень образования большинства из них, конечно, так или иначе сказывались. В этой связи уместно вспомнить лаконичное замечание Ленина о Бухарине: «Он никогда не учился и, думаю, никогда не по­нимал вполне диалектики»". И это замечание относилось не к кому-нибудь, а к Бухарину… Вместе с тем неверно было бы не учитывать и того, что при всей разности личных жизнен­ных обстоятельств у них было немало общих черт, и одна из существенных — неукротимая и постоянная тяга к знанию, что сделало значительную часть их подлинными интеллиген­тами.

Казань как этап в его учении не состоялась, но она стала «новым классом» в революционном образовании. Едва выпра­вив студенческий билет, он устанавливает связь с местными социал-демократами, входит в комитет РСДРП, становится руководителем двух рабочих кружков. Не тогда ли рождалось его резко критическое отношение к «экономизму» — течению в российской социал-демократии, реально грозившему свести все пролетарское движение к классовой борьбе за «свои инте­ресы», отдать руководство политической борьбой либераль­ной буржуазии? Выработка такого отношения способствовала два-три года спустя органическому восприятию Рыковым ре­волюционных идей ленинской «Искры», духа и сущности большевизма. Вместе с тем она влекла молодого социал-де­мократа в самую гущу всей общественно-политической борь­бы, к активному участию и в развертывавшемся тогда студен­ческом движении, либерально-демократическом по своей сущности, но тем не менее отражавшем целый ряд радикаль­ных требований времени.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta