Categorized | Франция

Правительство вообще утратило всякое значение

Было бы тем не менее серьезной ошибкой считать, будто в условиях Пятой республики правительство вообще утратило всякое значение. Прежде всего президент нуждался, хотя бы для сохранения декорума представительного режима, в защите и оправдании своих действий перед парламентом. Именно данная функция и выполнялась премьером, который выступал как лидер правительственного большинства перед лицом оппозиции, расплачиваясь за наименее популярные меры и оказываясь своего рода буфером, «громоотводом» для неответственного, но фактически всевластного президента.

Главное же, на плечах правительства по-прежнему лежала ответственность за непосредственное руководство огромным административным аппаратом, функции которого становились все более сложными и многообразными. Если в прошлом частая смена кабинетов мешала отдельным министрам, поглощенным парламентскими заботами или делами своего избирательного округа, глубоко вникать в техническую специфику своих ведомств и заставляла их полагаться на высших чиновников, то теперь положение изменилось: министры из «политиков» все чаще превращались в администраторов.

По мере того, как роль президента в политическом механизме Пятой республики повышалась, роль парламента соответственно падала. Во время выработки конституции 1958 г. ее авторы обещали создать «оздоровленный» парламентский режим, повысить его эффективность, устранив безответственность и злоупотребления, которыми отличался прежний «режим Ассамблеи». Однако практика очень скоро показала, что средства борьбы с этими явлениями оказались весьма малодейственными: прежние пороки французского буржуазного парламентаризма сохранились и в новых условиях, в то время как реальное влияние представительных учреждений на политику страны резко снизилось.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta