Categorized | Франция

Право председательствовать в совете министров

За президентом республики сохраняются и его обычные во Франции функции: право председательствовать в совете министров, подписывать принятые в нем декреты и ордонансы, назначать на высшие гражданские и военные должности, осуществлять помилование, сноситься с палатами путем посланий, не подлежащих обсуждению. Он является главой вооруженных сил, председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны ‘.

Беспрецедентным нововведением для французской конституционной практики является статья 16, которая дает возможность президенту республики в случае чрезвычайных обстоятельств брать в свои руки всю полноту власти в стране. Она гласит: «Когда институты республики, независимость нации, целостность се территории или выполнение международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных органов государственной власти нарушено, президент республики принимает меры, которые диктуются данными обстоятельствами. Для этого достаточна простая консультация с премьер-министром, председателями палат парламента и Конституционным советом. Парламент собирается в таком случае по собственному праву и не может быть распущен». Совершенно очевидно, что подобного рода чрезвычайное положение, констатация которого зависит только от самого заинтересованного лица—президента республики, может толковаться весьма расширительно.

Согласно статье 20 конституции, «правительство определяет и осуществляет политику нации. В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы». Статья 21 усиливает по сравнению с прошлым роль главы правительства — премьер-министра перед лицом рядовых министров. Премьер-министр руководит деятельностью правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает осуществление законов. За исключением случаев, указанных в статье 13. он осуществляет распорядительную власть и производит назначения на военные и гражданские должности.

Правительство является ответственным перед изби-раемым на 5 лет Национальным собранием, но осуществление на деле этой общей установки значительно затрудняется. Согласно статье 49, отказ в доверии правительству может иметь место либо в случае постановки самим премьер-министром в Национальном собрании вопроса об ответственности правительства, т. е. о доверии по его программе или по заявлению об общей политике, либо в случае внесения по крайней мере одной десятой частью депутатов резолюции порицания.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta