Categorized | Франция

Способ выборов главы государства

Наконец, способ выборов главы государства, первоначально закрепленный в конституции 1958 г., также вполне соответствовал этой стратегии, которая ориентировалась на наиболее консервативные социальные силы страны. В прошлом президент республики избирался на объединенном заседании (конгрессе) обеих палат парламента в Версале. Теперь, чтобы уменьшить зависимость главы государства от парламентских учреждений, его избирательная коллегия была расширена: в нее вошли помимо депутатов и сенаторов члены генеральных советов, мэры и представители муниципальных советов (всего 79 369 человек от метрополии), а также представители заморских департаментов, Алжира, Сахары, заморских территорий и государств Сообщества. В коллегии по выборам президента представитель коммуны с населением 1—3 тыс. жителей выступал от имени 713 человек, представитель коммуны с населением свыше 30 тыс. жителей — от имени 957 человек.

Комментируя подобный способ избрания, Жорж Ве-дель указывал, что он обеспечивает подавляющее преобладание в избирательной коллегии представителей мелких сельских коммун, уже доминирующих в сенате, и превращает президента в избранника отсталых, косных, застойных районов «даже не пшеницы и свеклы, а ржи и каштана» ‘. В ответ Мишель Дебре утверждал, что преобладание крестьянских голосов в коллегии по выборам президента лишь теснее связывает его с национальной почвой Франции

Однако подобная установка, соответствовавшая классовой стратегии французской финансовой олигархии в конце XIX н первой половине XX в., не отвечала новым, коренным образом изменившимся условиям. Отказ от таможенного протекционизма в рамках «Общего рынка», суровые требования научно-технической революции, инфляция, наконец, распад колониальной империи разрушили экономический фундамент союза крупного капитала с массами мелкой и средней буржуазии города и деревни, политико-юридической формой которого служил парламентский режим, а выразителями интересов — «классические» буржуазные и реформистские партии центра. В условиях безраздельного господства монополий задачи ускорения структурной перестройки французской экономики, приведения в равновесие финансов, поисков выхода из алжирского тупика и восстановления позиций Франции на международной арене предполагали принятие весьма жестких мер, ущемлявших самые различные социальные категории, как пролетарские, так и буржуазные. Все это требовало соответствующих изменений в политической надстройке французского общества, шедших гораздо дальше текста конституции 1958 г.. который представлял собой неустойчивый компромисс между парламентским и президентским режимами.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta