Categorized | Франция

Участия в разработке и принятии законов

Пятая республика была не более великодушной к парламенту и при осуществлении другой его основной функции — участия в разработке и принятии законов. Удельный вес внесенных депутатами законодательных предположений среди принятых законов сократился с 30% во времена Четвертой республики до 7 и 11% в двух первых составах Национального собрания Пятой. Общее же число законодательных предположений, внесенных депутатами в год, упало с 800 в период Четвертой республики до 200 в Пятой, из которых принято было в первой легислатуре (1958—1962 гг.) 73, а во второй (1962—1967 гг.) — 109, причем основная масса их была внесена депутатами голлистского большинства с ведома и согласия правительства, если не прямо инспирирована им. Коль скоро именно правительство, а не конференция лидеров партийных групп, как это было прежде, определяло отныне повестку дня парламента, оно умышленно старалось перегрузить ее до отказа, давая при этом приоритет либо собственным законопроектам, либо предложениям своих сторонников из рядов большинства и оставляя оппозиции лишь самое минимальное, неподходящее время.

Когда расстановка сил в парламенте складывалась для правящих кругов не совсем благоприятно, например в конце первой или в начале третьей легислатур (1960— 1962, 1967—1968 гг.), кабинет пускал в ход дополнительные средства давления, главным из которых служило так называемое блокированное голосование. Опираясь на статью 44 конституции, правительство требовало голосования в связи со спорным законопроектом по части или по всему представленному тексту в целом без неугодных министрам поправок к отдельным его статьям. В результате та фракция правительственного большинства, которая могла бы поддержать критику оппозиции по сравнительно маловажному пункту, вынуждалась к строгому соблюдению дисциплины. Соответствующий законопроект сплошь и рядом представлялся Национальному собранию в последний момент, а правительство требовало его срочного рассмотрения, особенно к концу сессий. К тому же в соответствии с органическим законом 1959 г. кабинет получил возможность добиваться вотирования кредитов по соответствующим министерствам в целом без детального нх распределения. Охватывая подавляющую массу общей суммы расходов, эти «пакеты» кредитов затем использовались администрацией по собственному усмотрению, а структура ежегодных бюджетов во многом предопределялась долгосрочными планами экономического развития, специальными программами (например, на создание ядерной «ударной силы») или международными соглашениями о «помощи» бывшим колониям, которые либо вообще не обсуждались в парламенте, либо принимались послушным правительственным большинством в готовом виде, без каких-либо существенных поправок.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta