Categorized | ООН

Новый мировой порядок

Конец холодной войны, символом которого стало падение Берлинской стены в 1989 г., отмечает новый поворот в истории ООН. В начале 1990-х годов, во время войны в Персидском заливе, на ООН возлагаются новые надежды. Организации предоставляется решение юридического и военного вопросов, регулирование новых международных отношений. По мнению американского президента Джорджа Буша, ООН должна обеспечить соблюдение международного права и при необходимости прибегать к силе, чтобы наказать тех, кто не соблюдает положения Устава ООН.

Таким образом, ООН теоретически имеет те прерогативы, которые были ей предоставлены в годы холодной войны, в частности, по вопросу поддержания мира и международной безопасности. Совет Безопасности, в рамках которого применение права вето больше не используется, все чаще рассматривает вопросы международной безопасности и утверждается как политический орган высшей инстанции. Совет собирается ежедневно и все чаще принимает решения о проведении операций по поддержанию мира, в рамках которых во все концы планеты направляются миссии «голубых касок».

Во время войны в Персидском заливе (1991) ООН не командировала «голубые каски», ограничившись разрешением на создание международной коалиции под командованием СШЛ и на проведение военных действий в Ираке с целью добиться от него вывода войск из Кувейта (в августе 1990 г. Ирак захватывает Кувейт под предлогом древнего территориального спора).

В то же время ООН подвергается жесточайшей критике, не обвиняют в неспособности разрешать конфликты, входящие в ее компетенцию, и управлять огромным административным аппаратом. Она сталкивается с беспрецедентным финансовым и политическим кризисом, необходимостью реформирования структуры организации. Секретариат и Совет Безопасности также нуждаются в реформировании. Состав Совета Безопасности, учрежденного в 1945 г., отражает баланс сил после Второй мировой войны. В настоящее время многие государства требуют для себя место среди «великих держав». Кандидаты в члены Совета Безопасности — Япония, Германия, а также такие страны, как Индия, Бразилия или Нигерия. Речь идет не о том, чтобы пять постоянных членов Совета Безопасности оставили свои места, а о расширении.

Политико-финансовый кризис, постигший ООН, сопровождается резким снижением доверия к организации. ООН не справилась с требованиями, предъявляемыми к ней в начале 1990-х годов. Поэтому в активных действиях по урегулированию конфликтов ООН сменяют региональные организации, действия которых признаны более эффективными (НАТО в Боснии и Герцеговине, в Косово). «Возрождение ООН», к которому бывший Генеральный секретарь Бутрос Бутрос-Гали стремился на протяжении всего срока своих полномочий (1992-1996), длится недолго и сменяется к середине 1990-х гг. периодом, когда существующий баланс сил на международной арене оставляет ООН лишь второстепенное место.

Однако ООН продолжает играть важную роль в решении гак называемых транснациональных проблем, т. е. проблем, касающихся ряда государств, разрешить которые возможно лишь на межгосударственном уровне. К таким вопросам относятся проблемы борьбы со СПИДом, охраны окружающей среды, демографии, беженцев, а также использования противопехотных мин. ООН ищет глобальные решения этих проблем на конференциях, входе компаний по формированию общественного мнения. В 2007 г. на посту Генерального секретаря Кофи Аннана сменяет кореец Пан Ги Мун, ставящий своей задачей «возрождение доверия к секретариату ООН».

Трюгве Ли. Первым Генеральным секретарем ООН (1946-1953) стал уроженец Норвегии. Так установился обычай, согласно которому генеральный секретарь не является представителем великой державы или зависимого государства. Выбор Т. Ли — политический акт, сохраняющий равновесие на политической арене.

У Тан. Избрание уроженца Бирмы (совр. Мьянмы) в 1961 г. на пост Генерального секретаря означало усиление недавно образованных государств, в том числе неприсоединившихся. Переизбранный в 1966 г., У Тан стремился избегать ситуаций, затрагивающих интересы великих держав.

Бутрос Бутрос-Гали. Представитель Египта, вступил в должность в 1992 г. в то время, когда увеличивается число новых членов ООН и возрастает количество операций по поддержанию мира. Сторонник превентивной дипломатии, он стремился организовать силы постоянного посредничества и объединить региональные организации в урегулировании конфликтов. Выдвигая свою кандидатуру на второй срок в 1996 г., он сталкивается с нежеланием США видеть его на посту Генерального секретаря. США упрекают его в отстаивании позиций, идущих вразрез с американскими интересами.

Хавьер Перес де Куэльяр. Этот уроженец Перу находился на посту Генерального секретаря с 1982 по 1991 г. Его деятельность была направлена на реформирование структуры и методов финансирования ООН. Однако его имя чаще связывают с возрождением ООН в конце 1980-х гг.. которое стало возможно в период улучшения отношений между Востоком и Западом.

Дат Хаммаршельд. Генеральный секретарь с 1953 по 1961 гг. Пользуясь туманностью некоторых формулировок Устава ООН, представитель Швеции увеличил полномочия Генерального секретаря. В 1960-1961 гг. он отстаивал независимость генеральных секретарей ООН от СССР, который оспаривал их значение.

Курт Вальдхайм. Выходец из Австрии, он был избран на второй срок (1972-1981). Внес значительный вклад в урегулирование конфликта на Ближнем Востоке. Однако был скомпрометирован обвинениями в сотрудничестве с Германией в годы Второймировой войны.

Кофи Аннан. Уроженец Ганы, К. Аннан является первым Генеральным секретарем в истории ООН, сделавшим свою карьеру в организации. Он был заместителем Генерального секретаря, начальником департамента операций по поддержанию мира. Избранный Генеральным секретарем в 1997 г. и сменивший Б. Бутроса-Гали, он сталкивается с необходимостью реформирования организации, которая переживает глубокий политический и финансовый кризис.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta