Реформа учреждений

Одной из важнейших целей, поставленных Амстердамским договором, было реформирование учреждений Европейского союза, признанных несоответствующими даже организации пятнадцати государств, и тем более в перспективе принятия стран Восточной Европы и Средиземноморья. Однако благая цель осталась на бумаге. Те же цели поставил перед Союзом Ниццкий договор 2001 г.

В частности реформированию подлежат многие комитеты и комиссии, институт президентства в Союзе (в настоящее время президенты сменяются через каждые шесть месяцев), процедура принятия решений в Совете министров и даже процедура выборов в органы Союза, которая различна в разных странах.

Европейская комиссия в Союзе пятнадцати государств насчитывала 20 членов (по одному от каждой страны и по два от Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании). Уже давно дискутируется вопрос о необходимости уменьшения количества членов Комиссии и определения его числом портфелей, а не государств-членов. Амстердамский договор не сформулировал четкой позиции по наболевшему вопросу о размерах и представительстве в Комиссии и связал его лини, с паритетом голосов в Европейском совете. Поскольку ни одна страна не желает допустить уменьшения своего «веса», следствием такого решения стали трения между «большими» и «малыми» членами Союза, в свою очередь породившие разногласия среди «больших» (в особенности между Францией и Германией). В конце концов Ниццкий договор обязал «больших» повернуться лицом к «малым» (которых вследствие расширения 2004-2007 гг. стало еще больше), закрепив паритетное распределение голосов в Совете. Между тем Лиссабонский договор, принятый в конце 2007 г., вновь отдал больше прав «старшим» членам Евросоюза. По нему президент должен избираться на 2,5 года квалифицированным большинством голосов на саммитах глав государств, причем «за» должны проголосовать представители не менее 62% населения ЕС. Число членов Еврокомиссии будет сокращено на треть — скорее всего, за счет «младших». Пока эти изменения не вступили в силу.

«Повестка дня 2000». Документ, представленный Европейской комиссией в июле 1997 г. под названием «Повестка дня 2000», представляет собой проект развития Европейского союза в 2000-2006 гг. Авторы проекта сосредоточились главным образом на финансовых вопросах, точнее, на том, как следует реформировать бюджет Союза в перспективе грядущего расширения. Однако был затронут и ряд политических вопросов. В частности, отмечен тот факт, что Единая сельскохозяйственная политика ложится на бюджет Союза тяжелым бременем (47% кредитов в 1999 г.), что ее соблюдение входит в противоречие с нормами, установленными Всемирной торговой организацией (ВТО) по инициативе США. По-прежнему актуальным признан вопрос о размере взносов стран-участниц в общий бюджет, с самого момента образования Союза вызывающий трения между странами-плательщиками и странами-получателями. Ясно, что с увеличением числа членов вопрос только усугубится.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta