Общая внешняя политика и политика безопасности

От вступления в действие Маастрихтского договора направления внешней политики европейского сообщества разрабатывались Европейской политической кооперацией (ЕПК) и носили исключительно декларативный характер. Маастрихтский договор определяет целью Европейского союза «осуществление единой внешней политики и создание системы коллективной безопасности, в том числе и в вопросах, затрагивающих оборону».

Общая внешняя политика и политика безопасности относятся ко второй составляющей Маастрихтского договора и предполагают проведение совместных действий в сферах, где государства имеют «приоритетные общие интересы». Цели ОВППБ:

- охрана общих ценностей, фундаментальных интересов и независимости Союза;

- укрепление безопасности Союза и его членов;

- поддержание мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами ООН;

- развитие и укрепление международного сотрудничества;

- развитие и укрепление демократии, а также принципов правового государства; соблюдение прав человека и основных свобод.

Маастрихтский договор предусматривает превращение Западноевропейского союза (ЗЕС) в «вооруженный кулак» Европейского союза, доверяя ему центральную роль в реализации постановлений Союза в оборонной области.

Первая проверка. ОВППБ, вступившая в действие после ратификации Маастрихтского договора, подверглась испытанию в ноябре 1993 г., в период военного конфликта в Боснии и Герцеговине. Двенадцати странам не удалось претворить в жизнь единую политику, их действия мотивировались национальной логикой. Все решения, касающиеся общей внешней политики и коллективной безопасности, должны приниматься Советом двенадцати (впоследствии двадцати семи) стран единогласно, что делает выработку совместных действий практически нереальной.

Роль США и НАТО в разрешении конфликта в бывшей Югославии лишний раз подчеркивает, что европейцы не воспринимают себя как единую политическую державу, способную проводить единую политику.

Амстердамский договор и ОВППБ. Амстердамский договор (июнь 1997) довольно поверхностно модифицировал положения о ОВППБ. Он внес поправки в процесс принятия решений в рамках Совета: решения принимаются единогласно, но вводится принцип «конструктивного воздержания», согласно которому государство может воздержаться во время голосования по вопросам ОВППБ, понимая, что решение все равно будет принято. По некоторым вопросам, например, одобрению акций или выработке общей позиции на базе стратегии, за которую проголосовали единогласно, Европейскому совету было разрешено принятие решений квалифицированным большинством голосов. Договор ввел также должность Верховного представителя по вопросам внешней политики и общей безопасности.

Прогресс в общей внешней политике и общей безопасности. Рассматривая взаимоотношений Западноевропейского союза и Европейского союза в целом, Амстердамский договор подчеркивает, что Западноевропейский союз играет интегрирующую роль в деле развития Европейского союза. Однако сейчас он все больше уступает свои функции подразделениям ЕС. В ноябре 2001 г. Совет министров безопасности ЗЕС одобрил решение о постепенной передаче полномочий этой организации соответствующим структурам Евросоюза. Главная функция, оставшаяся у Западноевропейского союза — коллективная безопасность.

Закономерно возникает вопрос о взаимоотношениях ЗЕС-ЕС с НАТО, организацией, призванной решать все острые вопросы на Европейском континенте, но управляемой из США. Между тем с момента окончания «холодной войны» диктат НАТО начинает все сильнее раздражать европейцев, желающих самостоятельно решать вопросы безопасности на континенте.

В 1999 г. кризис, а затем война в Косово наглядно продемонстрировали европейцам, которые только что назначили Хавьера Солану, бывшего генерального секретаря НАТО, Верховным представителем Европейского союза по вопросам общей безопасности, что ни НАТО, ни ЗЕС не в состоянии эффективно разрешать европейские конфликты. На конференциях в Кельне и в Хельсинки (июнь и декабрь 1999 г.) было принято решение создать к 2003 г. Силы быстрого реагирования численностью в 60 000 человек, способные в течение 60 дней прибыть к театру военных действий и эффективно работать там в течение года.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta