Единый народ

Полностью соглашаясь с этими словами видного историка и члена Президентского совета М. Я. Гефтера, заметим: И. В. Сталин и другие ультраинтернационалисты давно канули в вечность. Что же сейчас, кроме исторической инерции и предрассудка, мешает признать законность постановки русского вопроса и решить его на тех же основаниях, на которых национальные вопросы решались и решаются другими народами? Казалось бы, ничего. Однако необходимо иметь в виду существование целого направления в подходах к решению этого вопроса, в основе которого лежит убеждение прямо противоположного характера. Пожалуй, наиболее яркий образец такого подхода демонстрирует как раз М. Я. Гефтер.

Согласно развиваемой им концепции, русские как единый народ не существуют. «Существуют люди, именующие себя русскими. На самом деле они русские разного происхождения, смешанного — то ли в результате этнического смешения типов, то ли — «русские татары», «русские эстонцы», «русские евреи». Россию в целом М. Я. Гефтер видит атомизированной и разделенной на свои «протоцивилизации, больше увязанные со своими межнациональными средами, чем с такими же русскими в других местах страны: где — вологодско-архангельско-мурманский Север, где — казачий Юг России».

Если это так, то каково тогда решение русской Проблемы? Оказывается, она решаема и по отношению К русским за пределами Российской Федерации, и в самой России. Исходя из общей посылки, что русского ВТНОса нет и быть не должно, что русская культура может развиваться только как явление космополитическое, М. Я. Гефтер решение видит «в том, чтобы у русских не было бы проблем, которые не были бы Проблемами других. У них не должно быть проблем В узком, национальном, смысле «своих». Они не могут уйти в себя в качестве национальной общины. Следо- ВЯТельно, они должны сделать проблемы союзных народов своими национальными проблемами». Итак, для русских нынешнего ближнего зарубежья Я бывших автономий самой России удел найден. Они, КЯК видим, должны либо помогать «цветению» других Втносов и культур, либо войти в них без остатка.

Что и говорить, при ближайшем рассмотрении мы имеем дело с весьма оригинальным предложением решения русского вопроса. Однако бросается в глаза, что в своей основе оно мало чем отличается как от известного варианта «русской идеи», утверждающей избранность русского народа, всегда якобы действующего «не против других наций, но с ними и для них», так и от ленинско-сталинского подхода к решению национальных проблем в СССР. Те же призывы к интернационализму большой нации и извинительность национализма малых наций, та же боязнь, что русские, как и другие народы, могут потребовать образования своего государства и своей власти, дабы обрести необходимые условия для воспроизводства и развития своей национальной культуры.

 

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta