Экономические связи

Основная трудность, которая тормозит утверждение постнациональной парадигмы, заключается в том, что культурно-национальная автономия, как идея полностью реабилитированная к нашим дням, рассматривается чаще всего в качестве возможного дополнения в существующую систему национальной государственности. Как пишет В. А. Тйшков, она должна практиковаться «не вместо, а вместе с национально-государственными образованиями». Однако такое дополнение мало что меняет в сложившемся положении. Если ныне роли народов в национально-государственных образованиях распределены по схеме: «титульной» нации — государственность, а некоренным народам — удел национальных меньшинств, «мигрантов», «оккупантов», «колонистов» и т. п., то в предложении В, А. Тишкова это выглядело бы иначе: коренному Народу — государственность, национальным меньшинствам >— национально-культурную автономию. В итоге существующее неравноправие народов в отношении государственного строительства сохраняется (хотя и в несколько смягченной форме).

Не достигает цели и проект, выдвигаемый Татарским общественным центром. В нем наряду с основной (государственной) формой самоопределения татар Предлагается создание татарских национальных районов и сельских советов в местах компактного проживания татар за пределами Татарии. Культурно-наци- ОНальная автономия предусмотрена лишь там, где отсутствует возможность территориальных форм Объединения и организации татарского населения. Не представляет особого труда представить, насколько запутанным станет национально-государственное устройство, если по предлагаемому образцу вознамерятся действовать все без исключения народы России. & Приведенные соображения вовсе не означают, что Строительство межнационального согласия на основе Культурно-национальной автономии, используемой не месте, а вместо национальной государственности, можно осуществить легко и быстро. Отнюдь нет. Эта Мдача потребует немалого труда и времени. Однако Сегодня представляется не менее важным побудить Исследователей и политических деятелей к разработке Проблемы во всем ее объеме.

I» При этом следует принять во внимание, что переход от одного принципа федеративного устройства Страны (национального) к другому (на культурно-на- Циональной и территориальной основе) в процессе формирования новой российской государственности не требует «отмены», как это полагают некоторые авторы, существующего национально-государственного деления страны. Ведь там, где национальные районы, округа, области и республики заселены сплошь представителями одной национальности, культурно-национальная автономия фактически превращалась бы и в территориальную. Действительной перестройке подлежит организация существующей в них системы власти и управления.

 

 

 

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta