Обнадеживающие тенденции

Между тем старые представления об условиях сосуществования различных народов в едином государстве оказываются весьма живучими. Об этом говорит, например, стремление Татарстана закрепить за собой особое положение в России, быть ассоциированным членом федерации. Украина по такому же правилу желает быть не членом СНГ, но лишь ассоциированной в СНГ. Председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин именно в таком подходе видит «явочный развал России». Ведь если одна из республик, говорит он, настаивает на своих особых правах в союзе, то «почему тогда не Якутия, не Чувашия, не Карелия, не Красноярск, не Сахалин? Почему одни должны быть равнее других?» На местах пока еще чаще демонстрируют желание отвоевать себе как можно больше льгот и привилегий, а требуется совсем другое. «Если здравый разум не погиб», то сейчас республики, края, области должны были бы сконцентрироваться на проблемах равноправия народов и «подтолкнуть снизу решение о федеративном устройстве».

Вместе с тем можно заметить и обнадеживающие тенденции в обсуждении проблем самоопределения народов России. На наш взгляд, общественное сознание постепенно поворачивается к признанию того, что отделиться, обособиться в условиях российской действительности народы могут лишь в общности культурно-национальной, а отнюдь не в экономической, не в территориальной и даже не в языковой, как мыслилось раньше и предполагалось по сталинской теории нации. Показательна в этом отношении эволюция взглядов Г. X. Попова. В апреле 1990 г. он призывал создать в стране столько республик с глубокой и развернутой самостоятельностью, «сколько в ней есть народов, желающих такие республики создать» черты, за которой начинается распад России, они полагают, что единое и неделимое Российское государство не может быть только русским, внутри него каждый народ может иметь свою культурную автономию.

В. А. Тишков, испытавший в качестве руководителя Госкомнаца реальные трудности, стоящие перед государственными органами по регулированию национальных отношений в стране, приходит к убеждению, что «экстерриториальная национально-культурная автономия есть наиболее глубокая и действенная форма реализации прав и интересов национальностей, как на коллективном, так и на индивидуальном уровнях, проживающих в одном государстве или в его отдельных внутригосударственных образованиях».

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta