Промышленное строительство

Практически повсеместно русские составляли костяк, I порой и большую часть фабрично-заводского рабочего класса и транспортников в национальных регионах. Позже промышленное строительство здесь Сопровождалось не только постепенным ростом национальных отрядов рабочего класса, но и новым притоком большого числа рабочих из Центральной России. Во многом на их плечи легла реализация программы Преобразований в национальных республиках в годы Первых пятилеток.

Трудно переоценить вклад русского народа в преодоление фактического неравенства в области культуры. В 1920—1930-х гг. много внимания уделялось Созданию научных и культурных центров в республиках. Для будущего духовного прогресса народов наибольшее значение имела подготовка национальных кадров (в школах, средних специальных и высших учебных заведениях). В 1935 г. в РСФСР существовало 22 145 нерусских школ, в которых обучалось 2340 тыс. детей на 80 языках. В 1936/37 учебном году в РСФСР насчитывалось свыше 160 нерусских техникумов, 20 педвузов и 22 учительских института. Большой вклад в решение национальных кадровых проблем внесли вузы Москвы, Ленинграда, ряда других центров. Только в 1936 г. в РСФСР обучалось 329 170 нерусских студентов в вузах и 430 429 в техникумах.

Следует специально отметить, что после революции менялась не только социальная, но и национальная база формирования интеллигенции. Последовательно проводившийся курс на «коренизацию» государственного аппарата в союзных и автономных республиках повлек за собой расширение подготовки специалистов из числа лиц, принадлежащих к «титульным» народам. Притом все национальности, кроме русских, были объявлены культурно отсталыми и получили льготы при поступлении в вузы. Для них в 20 — 30-е гг. сохранялась система бронирования мест в учебных заведениях общесоюзного значения.

Все это позволило в сжатые сроки ликвидировать разрыв в уровне социально-экономического и культурного развития наций страны. Однако в последующие годы однобокая пропаганда «расцвета народов» способствовала не только росту их национального самосознания, но и формированию таких отрицательных черт, как самовосхваление при игнорировании помощи и поддержки других народов, прежде всего русского. Более того, освоение представителями русского народа природных богатств республик, создание предприятий, городов, культурных центров (сопровождавшееся сложными миграционными, демографическими процессами) порой трактуется как «захват территорий» или проявление «русского колониализма». Подразумевается, что преобразования в стране в те годи осуществлялись прежде всего в интересах русской нации. Подобные суждения являются результатом незнания или игнорирования тех сложных процессов, которые происходили в жизни страны в послереволюционный период.

 

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta