Великий русский народ

Поэтому слово «русский» в общественно-политическом контексте выступает синонимом слов «советский», «социалистический», «глубоко интернаци- 1 Опальный». Сами же русские как общность были по-прежнему лишены возможности выражения своих интересов даже в той усеченной системе национального представительства, которая существовала тогда в стране. Наднациональное партийно-государственное руководство СССР, реально осуществлявшее управление страной, опиралось на человеческий потенциал, сырьевые и экономические ресурсы прежде всего России. Поэтому даже «намек на русский национализм» в так называемом «ленинградском деле» (его участники обсуждали проблему создания Российской компартии, переноса столицы республики из Москвы в Ленинград и переезда туда ее правительства) был расценен как преступление, а главные виновники «заговора» расстреляны.

Признание русских как самой передовой революционной нации побудило пересмотреть взгляды на присоединение народов к Российской империи в дооктябрьский период. Поскольку перед порабощенными народами вырастала «великая историческая перспектива», то при оценке результатов их включения в состав царской России историки должны были особое внимание обращать на то новое и положительное, что вопреки царизму вносил в хозяйственную и культурную жизнь народов великий русский народ. Поэтому, писала М. В. Нечкина, «задача историков — обрисовать историческую перспективу единения и борьбы трудовых людей разных народов под руководством старшего брата — русского народа, в дальнейшем под гегемонией его пролетариата, под руководством партии Ленина — Сталина во имя победы над всеми и всяческими эксплуататорами». При этом историк отмечала, что введенная в оборот правительственным постановлением 1937 г. формула «наименьшее зло» для характеристики вхождения народов «понималась историками неправильно», поскольку она изначально несет в себе «положительное» содержание. В трактовке взаимной восприимчивости культур часто встречались и курьезы. В упомянутой статье Нечкиной, например, можно было прочитать: «Казахский народ узнал письмо Татьяны к Онегину и запел его, как свою народную песню».

С начала 1950-х гг. стали критиковаться труды, где давалась негативная оценка вхождения народов в состав России. На смену им пришли многочисленные работы «о прогрессивном значении присоединения» Той или иной территории к Российскому государству, сами годовщины присоединения стали отмечаться как важные общественно-политические события.

 

 

 

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta