Categorized | Демократия

Общественный договор

В основе современной политической мысли лежат теории естественного права и общественного договора, разработанные в XVII и XVIII вв.
Нидерландский юрист Гуто Гроций (1583- 1645) ввел понятие естественного права, или права людей выступать в защиту свободного плавания по морям и против пиратства. Развитие этих взглядов легло в основу теории защиты прав личности против произвола абсолютизма в трудах философов Просвещения и Декларации прав человека и гражданина.
В своей книге «Левиафан» (1651) Т. Гоббс (1588-1679) первым показал, что источником и мерилом законности власти государства является согласие граждан, выразившееся в общественном договоре, истоки которого определить невозможно. При отсутствии договора, на котором зиждется «цивилизованное общество», люди находятся в «первобытном состоянии всеобщей войны против всех». Этот договор заключается между всеми, кто станет субъектами государства. Они равны в правах и отказываются от независимости в пользу защиты, обеспечиваемой государством.
На базе этих составляющих были разработаны три концепции политических институтов: Гоббс был сторонником абсолютизма и хотел, чтобы граждане передали полноту власти монарху. Джон Локк (1632-1704) развил во «Втором трактате о правительстве» (1690) доктрину множественности властей и их взаимного ограничения. Это учение вдохновит английскую революцию и американских законодателей, стремящихся установить равновесие между президентом и конгрессом, между федеративным государством и входящими в него штатами, следуя формуле «check and balance» («равновесие властей»). По Локку, общество состоит из индивидов, имеющих частные интересы, уважение к которым благоприятно для всего сообщества. Роль государства заключается не только в том, чтобы защищать жизнь индивидов и собственность, но также и в том, чтобы дать возможность развивать их инициативу, в частности в экономике. Сильные стороны доктрины: положительное и ограничительное понятие вмешательства государства в жизнь и деятельность граждан; оправдание неравенства, выросшего из обогащения отдельных лиц, что будет соответствовать духу капитализма. Такова основа либерального парламентаризма.
Третью модель общественного договора разработал Жан Жак Руссо (1712-1778), апологет идеи равенства. Он полагал возможным сочетать свободу гражданина с необходимостью в коллективной силе для противостояния нуждам материальной и общественной жизни. В трактате «Об общественном договоре» (1762) Руссо показал, как каждый символически заключает договор с каждым из сограждан, чтобы создать всеобщую волю, которая по природе своей будет носить положительный характер. Монарх есть отражение общей воли, и, подчиняясь ему, граждане не теряют своего суверенитета. При возведении в ранг закона «выражение общей воли», подчинение гражданина закону есть самая высокая степень свободы. Это была теория народного суверенитета, подчинения правилам большинства, а также добродетельной силе закона. Конституция, выработанная в 1793 г. Конвентом и так и не воплощенная в жизнь, была во многом проникнута духом Руссо.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta