Categorized | Демократия

Три возраста парламента

Как показал Б. Манен в «Принципах деятельности представительного правительства» (1995), положение парламентского представительства в Европе менялось дважды за два века, сначала с появлением народных партий, затем — средств массовой информации.
Парламентаризм. Золотым веком для него стал XIX, когда появился двухпалатный парламент, были завоеваны свободы печати и политического мнения и зародились политические партии.
Политическая карьера была прерогативой представителей имущих классов и сильных личностей. Депутат был именитым гражданином, имевшим личные контакты с большей частью своих избирателей.
В парламенте были обязательны навыки ведения бесед и диалога. В палатах испытывались новые идеи и разрабатывались политические проекты; каждый избранник мыслил и голосовал в соответствии со своей совестью, а не с программой политической партии. Пресса уделяла парламентским выступлениям значительное место. Органы государственного управления не вставали между парламентом и исполнительной властью, которая была свободна в своих решениях, но находилась под контролем парламента.
Партии. На заре XX в. зарождаются народные партии. Все издают программы, набирают активистов, оплачивают руководителей. Политическая жизнь меняется в отсутствие конституционных изменений. Партии облекают доверием кандидатов на выборах после проведения контроля в соответствии с процедурами, которые придают весомость аппарату. Р. Михельс в книге «Политические партии. Эссе об олигархических тенденциях демократии» (1911) показал, каким образом аппараты пытаются продлить свое существование.
В парламенте царит партийное голосование. Депутат действует согласно дисциплине и программе партии, которую он представляет. Введение голосования путем подачи бюллетеней дало руководителям парламентских групп голоса всех входящих в них избранников.
Дискуссии в парламенте теряют искренность и превращаются в спектакли с распределением ролей. Настоящая парламентская работа перемещается в комиссии или комитеты по слушаниям, которые находятся в контакте с высшими чиновниками, министрами и комитетами партий.
Парламент играет все меньшую роль в строительстве общественных отношений. При растущем вмешательстве государства укрепляются исполнительные органы, опирающиеся на мощный и технически подготовленный административный аппарат. Рядовой депутат вынужден, таким образом, активизировать деятельность по защите интересов своего избирательного округа.
Демократия общественного мнения. Телевизионные новости и опрос повлекли за собой с начала 1960-х гг. появление демократии общественного мнения. Манера поведения политического деятеля, его стиль, присутствие на экране, способность вызвать симпатию стали играть основную роль. Избранники народа стали продуктами деятельности средств массовой информации.
Таким образом, объясняется снижение значимости экономических и социо- профессиональных факторов при голосовании.
Политика становится, как и торговая деятельность, открытой для развития особой формы маркетинга. Политические предложения должны представляться в зависимости от ожидаемого эффекта и от поставленных целей. Отсюда вытекает риск поворота к денежной олигархии. Законы пытаются ограничить огромные расходы на избирательные кампании.
Руководители правительства часто обращаются напрямую к гражданам, принижая, таким образом, одну из функций парламента, представительного органа. Во многих странах возросшая политическая независимость исполнительной власти сочетается с усилением за конституционностью и законностью. Часть функций по контролю передается от депутатов членам конституционного суда.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta