Кризис государства-покровителя

Сбалансировать затраты на социальное обеспечение всех граждан, то есть держать под контролем затраты на здравоохранение и обеспечить существование будущих пенсионеров за счет системы социально приемлемого и экономически здорового финансирования, — таковы задачи, стоящие перед правительствами в Европе. Трудны они для государств, где нет структур для их решения или они недостаточно развиты.
Дисбаланс обеспечения. Одним из известных недостатков системы является хронический дисбаланс в обеспечении расходов на случай болезни. Сотрудничество между организациями руководителей предприятий и профсоюзами не всегда было на должном уровне. Гораздо больше прозорливости было проявлено в управлении системой страхования на случай безработицы (UNEDIC), где те же самые организации смогли выработать наилучшие решения. Пример Германии показывает, по крайней мере один успешный путь: привлечь объединения медиков к участию в управлении. Трудность заключается в том, чтобы заставить мало информированную общественность принять реформу, в необходимость которой она не верит. Действительно, система все-таки смогла продлить свое существование за счет последовательного регулирования увеличения взносов и снижения выплат.
Выравнивание различных пенсионных режимов зависит от технической осуществимости решений. Принимаемые решения относятся к области политики и ставят под вопрос наличие доверия между нацией и ее руководителями. Возможно ли, на разумных основаниях пересмотреть право для всех граждан на пенсию по достижении 60 лет? Возможно ли, отменить существующие льготы для некоторых категорий работников (для служащих национальных железных дорог, государственных чиновников и т. д.), предусматривающие выход на пенсию в 55 лет?
Социальная сфера против трудовой. Безработица среди молодежи и нищенство в городах , обусловлены множеством взаимосвязанных факторов. Уровень отчислений на социальные нужды в Европе, составивший 27,5% ВНП (против 15% в Соединенных Штатах Америки и 12% в Японии), мог считаться вполне удовлетворительным, если бы не очевидное отрицательное влияние его на занятость. Большая часть социальных взносов отчисляется с зарплат, что заставляет нанимателей выделять значительные средства для поддержания занятости, даже в ущерб необходимости и техническому усовершенствованию.
Нидерланды считаются страной, проведшей сенсационную реформу при поддержке широких слоев населения и значительно снизившей государственные расходы в этой области. Вслед за этим последовал рост занятости, но доля активного населения в 1990 г. упала так низко (58% в возрастной группе от 18 до 60 лет), что этот результат трудно считать показательным. Что касается низкого уровня безработицы в Великобритании (6%), то он в основном связан с практикой частичной занятости (менее чем на полставки) и изъятием лиц, считающихся безработными в течение длительного времени, из списков, ищущих работу. Ситуация в Германии, осложненная объединением страны, схожа с положением во Франции, но при более сильной позиции профсоюзов, что влечет за собой еще большее повышение стоимости труда.
Государство-покровитель защищает граждан со стабильным положением, различными способами помогает бедным, но уделяет больше внимания пожилым людям, нежели молодежи, и не достаточно эффективно борется против медленного роста занятости.
Проблемы города. Наибольший риск безработицы испытывают молодые люди с низким уровнем образования и некоторые категории работников (в секторах экономики на стадии экономического спада, устаревших специальностей), а также лица с разной степенью нетрудоспособности, пожилые. Эти категории первыми могут пополнить ряды городской бедноты, которая за последние тридцать лет в Западной Европе если не исчезла совсем, то значительно уменьшилась. Сюда следует прибавить переживающие трудности группы недавних иммигрантов и некоторые неполные семьи. Наконец, концентрация неблагополучных групп населения в определенных кварталах и пригородах крупных городов также способствует ухудшению положения. Всем известна важность системы личных связей при поисках работы, жилья, даже места учебы. Сегрегация по месту проживания и в социальном плане создает огромное препятствие в этом направлении. Детям, выросшим в кварталах, где безработица стала почти нормой, где деньги поступают от социальных пособий, «левой» работы или нелегальных сделок (в том числе от продажи наркотиков), труднее найти правильные ориентиры в жизни; они будут наиболее подвержены негативным последствиям социальной дезорганизации.
Такова в общих чертах совокупность проблем, которые пытаются решить государства, желающие исправить положение. Инструменты государственного вмешательства включают меры помощи и поддержки конкретным лицам в соответствии с их доходами, предоставление различного оборудования, дотации общественным и культурным организациям, программы обучения и даже нововведения в юридической области, поскольку к несовершеннолетним нарушителям необходимо относиться не как к потенциальным рецидивистам, а как к нормальным, но оступившимся людям.
На пути осуществления подобной политики в городах имеются три подводных камня. Первым является отсутствие координации действий между службами, предложения служб не имеют спроса. Вторым — стремление населения сохранить статус нуждающихся и не менять своего бедственного положения. Третьим камнем преткновения служит разрыв между надеждой и реальностью, который убивает веру молодежи в себя и питает негативные эмоции.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta