Законность режима

Любое государство требует монополии на право принуждения, это означает, что его доминирующая роль должна быть принята всеми. Существуют три принципа законности. Их анализировали еще Платон и Аристотель: исключительность личности основателя, принцип, который М. Вебер называл харизматическим превосходством, традиция и демократия.
Все великие завоеватели — Александр, Цезарь, Чингисхан, Наполеон — были харизматическими личностями: они могли добиться от своих войск безграничного доверия, увлечь за собой народ. Если харизма слабеет, деспотизм личной власти возрастает. Проблемой харизматических руководителей является продолжение действия харизмы. Это предполагает либо наличие столь же харизматического преемника, либо внедрение принципа наследственной власти, который имеет под собой уже другое основание — принцип традиции.
Действительно, передача власти внутри семьи по схеме или по выбору умирающего монарха зиждется на принципе уважения традиции, имеющем священный характер.
При демократии право на власть предполагает утверждение власти народа и регламентацию исполнения данной власти, то есть правил отправления и контроля. Уважение к закону является основным условием демократии, но также и других режимов. При абсолютных монархиях практиковалось разделение власти с промежуточными инстанциями, за которыми признавалось право на законодательную власть, что поддерживалось общественным мнением.
Первые халифы создали подобие гражданского кодекса. Во Франции Парижский парламент располагал политической властью, осуществляя ее в соответствии с регламентом, которому подчинялся и король. Законность требует наличия правил, произвол, возводимый в систему, останется лишь узурпаторством.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta