Архив | Франция

Частое использование «делегированного законодательства»

В данной связи следует прежде всего отметить все более частое использование «делегированного законодательства» путем предоставления либо президенту, либо правительству чрезвычайных полномочий. Уже в соответствии с разделом конституции 1958 г. о переходном периоде правительство получило в течение четырех месяцев после обнародования нового основного закона — до февраля 1959 г.— право на издание указов (ордонансов), имеющих силу […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Правительство вообще утратило всякое значение

Было бы тем не менее серьезной ошибкой считать, будто в условиях Пятой республики правительство вообще утратило всякое значение. Прежде всего президент нуждался, хотя бы для сохранения декорума представительного режима, в защите и оправдании своих действий перед парламентом. Именно данная функция и выполнялась премьером, который выступал как лидер правительственного большинства перед лицом оппозиции, расплачиваясь за наименее […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

«Резервированный» сектор

С течением времени «резервированный» сектор обнаружил тенденцию к расширению. Сам генерал де Голль в «Мемуарах надежды» относил к своей личной компетенции все вопросы, от решения которых зависело «национальное единство», иными словами, конфликтные проблемы, вызывавшие наиболее острую политическую борьбу в стране (помимо обороны, иностранных дел. Алжира, бывших колоний он включал в их число также статут «свободных», […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Советы кабинета под председательством премьера

В то же время советы кабинета под председательством премьера в его резиденции — Отель Матиньоп— вообще перестали собираться. Премьер-министр и его личная канцелярия сосредоточились на увязке текущей организационно-административной деятельности различных ведомств, разрешении конфликтов между их руководителями, особенно по распределению кредитов и разграничению компетенций, подготовке текстов, выносимых на обсуждение парламента, особенно проектов бюджета, и т. д. […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Внешняя стабильность кабинетов

Неудивительно, что если раньше правительства часто менялись, но в их составе фигурировали одни и те же лица, то теперь, наоборот, внешняя стабильность кабинетов скрывала повышенную текучесть министерского персонала. «Пятая республика… является режимом правительственной стабильности, покупаемой ценой министерской неустойчивости»,— отмечал католический журнал «Франс-форум». Так, в 1958—1962 гг. из 27 министров и статс-секретарей, составлявших первоначально кабинет М. […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

11 лет пребывания генерала па президентском посту

За 11 лет пребывания генерала па президентском посту он назначил трех премьер-министров — Мишеля Дебре (8 января 1959 г.). Жоржа Помпиду (15 апреля 1902 г.). Мориса Кув де Мюрвиля (II июля 1968 г.), побуждая первых двух подать в отставку тогда, когда считал это необходимым, причем без какого бы то ни было указания со стороны парламента. […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Косвенное воздействие на деятельность правительства

В Третьей и Четвертой республиках президент действительно выполнял подобные функции, оказывая лишь косвенное воздействие на деятельность правительства. Наибольшие шансы на пост главы государства имел тогда посредственный, заурядный деятель, малоизвестный в стране и отличающийся прежде всего гибкостью, умением находить компромиссы между соперничающими партиями в парламенте, что являлось для депутатов лучшей гарантией от всякого рода неприятных неожиданностей. […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Закон от 3 июня 1958 г.

Закон от 3 июня 1958 г., предоставлявший правительству генерала де Голля полномочия по составлению новой конституции, специально оговаривал, что она должна базироваться на основополагающем принципе парламентского режима — ответственности правительства перед парламентом. Текст конституции действительно включал такое положение, причем, как уже отмечалось, именно ответственное перед парламентом правительство обязывалось «определять и осуществлять политику нации» (статья 20). […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Генерал де Голль

На первых порах после возврата к власти генерал де Голль должен был опираться в борьбе против непримиримой оппозиции левого лагеря, прежде всего коммунистов, на две враждебные друг другу социально-политические силы: военно-фашистские элементы алжирских «ультра», которым Пятая республика была обязана своим созданием, и традиционные буржуазно-парламентские партии метрополии, поддержка которых давала режиму декорум законности. Но. лавирование между […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Способ выборов главы государства

Наконец, способ выборов главы государства, первоначально закрепленный в конституции 1958 г., также вполне соответствовал этой стратегии, которая ориентировалась на наиболее консервативные социальные силы страны. В прошлом президент республики избирался на объединенном заседании (конгрессе) обеих палат парламента в Версале. Теперь, чтобы уменьшить зависимость главы государства от парламентских учреждений, его избирательная коллегия была расширена: в нее вошли […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Одноименное мажоритарное голосование

Обычно считалось, что одноименное мажоритарное голосование дает преимущество центристским партиям перед «крайними» как слева, так и справа. Между двумя турами последние, не рассчитывая на собственный успех, нередко снимают свои кандидатуры в пользу представителей группировки сколько-нибудь близкого политического оттенка, чтобы предотвратить тем самым победу кандидата противоположного, враждебного лагеря. Кроме того, данная система в принципе поощряла старые […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Согласно выборочному опросу

Согласно выборочному опросу общественного мнения, на референдуме 28 сентября 1958 г. «да» ответили более половины крестьян, торговцев, ремесленников, рантье, лиц свободных профессий, но заметно меньше половины рабочих и служащих -. Иными словами, под знамена голлизма хлынула вначале главным образом так называемая статичная Франция: застойные, стагнирующне районы, средние слои города и деревни, обреченные на постепенное исчезновение […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

В случае разногласий между палатами

В случае разногласий между палатами или если правительство потребует срочного обсуждения законодательного текста, премьер может передать законопроект па рассмотрение смешанной паритетной комиссии палат. Но она вправе вносить поправки в проект только с согласия правительства. В противном случае или при отсутствии в комиссии единого мнения правительство имеет право потребовать, после нового чтения в обеих палатах, чтобы […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Практика делегированного законодательства

Статья 38 легализует запрещенную предыдущей конституцией практику делегированного законодательства — передачу парламентом правительству на определенный срок полномочия по изданию указов (ордонансов), имеющих силу закона, для выполнения определенной програм- МЫ, а статья 34 закрепляет практику «законов-Программ* в социально-экономической области, в рамках которых правительство может действовать по собственному усмотрению. Одним из существенных нововведений, вызвавших большие споры, явился […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Процедура бюджетных дебатов

Заметно изменилась и процедура бюджетных дебатов. Парламентарии лишились права вносить поправки и предложения к финансовому закону (бюджету), если они направлены на сокращение доходов или увеличение расходов государства (статья 40). Если в течение 40 дней Национальное собрание не выносит решения по правительственному проекту бюджета, правительство может прямо передать его в Сенат, которому отведено на обсуждение 15 […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Правительству может быть отказано в доверии

В обоих случаях правительству может быть отказано в доверии лишь абсолютным большинством членов Национального собрания (отсутствующие или воздержавшиеся автоматически рассматриваются как голосовавшие за доверие). Если резолюция порицания не собирает требуемого абсолютного большинства, то ее авторы лишаются права вносить новую в течение данной парламентской сессии. Кроме того, премьер получил право ставить вопрос об ответственности правительства в […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Право председательствовать в совете министров

За президентом республики сохраняются и его обычные во Франции функции: право председательствовать в совете министров, подписывать принятые в нем декреты и ордонансы, назначать на высшие гражданские и военные должности, осуществлять помилование, сноситься с палатами путем посланий, не подлежащих обсуждению. Он является главой вооруженных сил, председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны ‘. Беспрецедентным нововведением […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Разрыв с традиционными формами политического господства

Разрыв с традиционными формами политического господства французской буржуазии после майских событий 1958 г. произошел далеко не сразу, ибо голлисты отнюдь не желали чересчур крутым поворотом вбивать новый клин в ряды правящего класса, ослабляя тем самым его фронт перед лицом трудящихся. «Мы хотели избежать резкого разрыва, стремясь к эволюции, а не к быстрой революции. Отсюда вытекала […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Проект конституции 1946 г.

Если проект конституции 1946 г. составлялся комиссией Учредительного собрания и обсуждался им в течение многих месяцев, то в 1958 г. эта миссия была возложена на узкий «рабочий комитет» из высокопоставленных чиновников, главным образом членов Государственного совета, во главе с Мишелем Дебре, занимавшим тогда пост министра юстиции. Разработанный им проект был утвержден советом министров и передан […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Структуры человеческого общества

Подобная установка прямо вытекает из националистической природы голлнетского мировоззрения, которое провозглашает государственно организованную нацию краеугольным камнем структуры человеческого общества, непреходящей реальностью, которая стоит якобы выше классов, идеологий и политических режимов. Очевидно, что речь идет прежде всего о попытке французской буржуазии противопоставить марксистскому учению о классовой борьбе пролетариата в международном масштабе доктрину авторитарно-реформистского национализма как фактора, […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta