Архив | Франция

Новый режим обретал окончательные формы

По мере того как новый режим обретал окончательные формы, в нем все большее место занимал порядок обработки общественного мнения. Этот своего рода ритуал был весьма разнообразен. Он включал проводимые два раза в год пресс-конференции главы государства (который, впрочем, отвечал только на заранее подготовленные вопросы), доверительные беседы и приемы у президента, намеками прощупывавшего возможную реакцию на […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Разгар борьбы против оасовского террора

В разгар борьбы против оасовского террора правительство стремилось оправдать практику создания чрезвычайных судебных органов ссылками на высшие интересы защиты республики. Тем не менее уже тогда демократические силы подчеркивали, что никакой необходимости в таких органах нет: при желании правящие круги могли достаточно действенно использовать в борьбе против неофашистской угрозы аппарат обычной юстиции. Вместе с тем левая […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Нажим возмущенного общественного мнения

Нажим возмущенного общественного мнения заставил правящие круги провести определенную реорганизацию полиции, разведки и контрразведки. Однако в ходе этой реорганизации иод предлогом установления более эффективного контроля над полицейским аппаратом последний был еще более усилен и централизован. Законом от 9 июля 1966 г. все полицейские органы (служба общественной безопасности, служба общего осведомления, уголовный розыск, «наблюдение за территорией», […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Поворот де Голля

После того как поворот де Голля к признанию полной независимости Алжира отбросил «ультра» в оппозицию режиму справа, обе фракции расколовшейся верхушки Пятой республики сводили счеты между собой весьма сходными методами. На провокации и террор «Секретной вооруженной организации» (ОАС) органы безопасности, оставшиеся лояльными президенту, отвечали вербовкой осведомителей в оасовском подполье, использованием так называемых параллельных полиций или […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Конспиративные сети БСРА — ДЖЕР

После войны конспиративные сети БСРА — ДЖЕР стали наряду с некоторыми союзами бывших фронтовиков— ветеранов вооруженных сил «Свободной (Сражающейся) Франции» организационным костяком не только РПФ, но и всех позднейших политических движений, руководимых генералом де Голлем. Помимо прочной солидарности людей, принадлежащих к этим сетям, их сила заключалась в наличии многочисленных влиятельных сторонников внутри полиции, разведки и […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Непосильное бремя расходов

С другой стороны, взвалив на скромные бюджеты коммун, особенно мелких, непосильное бремя расходов, которые в принципе должны были бы финансироваться государством, правительство стремилось сделать их более зависимыми от централизованных бюджетных субсидий и, следовательно, более послушными. Финансовая слабость мелких коммун использовалась в качестве предлога для их перегруппировки, укрупнения путем создания так называемых поливалентных синдикатов для совместного […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Муниципальные, генеральные советы

Муниципальные, генеральные советы всегда имели весьма ограниченные административные права и крайне скромные финансовые возможности перед лицом полномочных представителей центральной администрации. Но в период Третьей и Четвертой республик они могли хотя бы оказывать известный нажим на канцелярии префектур «сверху» — через своих депутатов и сенаторов, для которых локальные выборные посты являлись необходимыми ступенями к парламентским мандатам […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Парламентско-политическнй и административный персоналы

Иными словами, парламентско-политическнй и административный персоналы постепенно сращивались. Хотя раньше, в условиях парламентской системы, правящие партии тоже старались «колонизировать» определенные звенья государственного аппарата, важные для них с предвыборной точки зрения, эта тенденция смягчалась многопартийностью, создававшей известный баланс (если, например, радикалы, затем социалисты обычно контролировали министерства внутренних дел, народного образования, то правые держали в своих руках […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Правило несовместимости парламентского мандата

Это облегчалось заинтересованностью как определенных категорий избирателей, стремившихся приобрести в правительственных сферах влиятельного ходатая по делам их округа, так и правящих кругов, которые получали тем самым удобную возможность расширить базу послушного большинства в парламенте. Как уже указывалось выше, правило несовместимости парламентского мандата легко обходилось назначением на выборах заместителями кандидатов в депутаты малоизвестных, в сущности подставных […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Состав секретариатов (кабинетов) президента

Аналогичным являлся и состав секретариатов (кабинетов) президента, премьера и отдельных министров, которые служат связующим звеном между ними и постоянным аппаратом соответствующих ведомств. Кабинеты состояли теперь не только из префектов, как прежде, когда министр-парламентарий больше всего заботился о своем депутатском мандате и нуждался поэтому в знатоках предвыборной кухни на местах, а из членов «больших государственных корпусов», […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Утверждение фактического преобладания главы исполнительной власти

Конегиуционно-полиичесние сдвиги, происшедшие во Франции в 1958—1962 гг. и знаменовавшие собой отход правящего класса от традиционного парламентаризма, не остановились на перестройке одной лишь верхушки государственной власти: параллельно усилению исполнительной власти перед лицом законодательной происходил процесс увеличения роли административного аппарата на всех «этажах» экономической и политической жизни страны за счет выхолащивания роли представительных учреждений сверху донизу. […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Существо запланированной реформы

Еще более резким нападкам подвергалось существо запланированной реформы. Избрание главы государства всеобщим голосованием имело в конституционной истории Франции только один, причем достаточно печальный, прецедент — Вторую республику 1848—1851 гг., ликвидированную государственным переворотом принца-президента Луи Бонапарта 2 декабря 1851 г. «Отныне рядом с парламентом, уже низведенным до роли регистрирующей палаты, будет возвышаться второй институт, также облеченный […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Голле виновник «отречения» от «французского Алжира»

22 августа 1962 г. автомашина президента республики, следовавшая в его поместье «Ля Буассри» в Коломбс-ле-дез-Эглнз, была обстреляна близ местечка Пти-Кла-мар группой заговорщиков из военно-фашистской организации ОАС, которые видели в де Голле виновника «отречения» от «французского Алжира». Воспользовавшись этим эпизодом, президент в речи по радио и телевидению 20 сентября объявил о проведении очередного референдума, который должен […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Специфическая обстановка, сложившаяся во Франции

В начале 60-х годов специфическая обстановка, сложившаяся во Франции, благоприятствовала постепенному усилению личного характера власти. Парламентаризм был глубоко дискредитирован неспособностью Четвертой республики найти выход из алжирской войны, министерской чехардой, финансовыми скандалами, падением авторитета страны на международной арене. С другой стороны, ультрареакционный состав Национального собрания в 1958—1962 гг. давал возможность президенту выступать на его фоне как […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Конфликт между президентом и сенатом

Конфликт между президентом и сенатом был лишь одним из  многих симптомов процесса  «отторжения» элементов традиционного французского парламентаризма, которые сохранились в компромиссном тексте конституции 1958 г., но не замедлили прийти в непримиримое противоречие с логикой авторитарной структуры нового режима. В эту структуру никак не вписывались правила политической игры, соответствовавшие прежней, отмершей структуре государства, опорой которой были […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

В сенате в явном меньшинств

Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Голлисты, не сумевшие завоевать достаточно прочных позиций в органах местного самоуправления, остались в сенате в явном меньшинстве по сравнению с «классическими» буржуазно-парламентскими партиями Четвертой республики, опиравшимися на прочную арматуру сельских «нотаблей». Если на выборах в Национальное собрание в ноябре 1958 г.. проходивших под влиянием майского кризиса, из 475 […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Запрет совмещения поста члена правительства с депутатским мандатом

Не более эффективным оказалось и другое крупное нововведение Пятой республики — запрет совмещения поста члена правительства с депутатским мандатом. Теперь крупные политические деятели, которые избирались в парламент и становились министрами, брали себе в качестве заместителей подставных лиц, покорно подававших в отставку в случае ухода «патрона» с министерского поста и позволявших тем самым его переизбрание. Характерным […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Поправки к бюджету, принятые правительством

Поправки к бюджету, принятые правительством, бывали обычно более многочисленными, чем к другим законопроектам (так, в 1958—1962 гг. были утверждены 2/з поправок, внесенных докладчиком финансовой комиссии Национального собрания). Однако подавляющее большинство уступок касались сравнительно мелких вопросов и были заранее «запрограммированы» соответствующими министрами в качестве необходимого балласта, освобождение от которого имело целью смягчить недовольство определенных социальных категорий, […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Участия в разработке и принятии законов

Пятая республика была не более великодушной к парламенту и при осуществлении другой его основной функции — участия в разработке и принятии законов. Удельный вес внесенных депутатами законодательных предположений среди принятых законов сократился с 30% во времена Четвертой республики до 7 и 11% в двух первых составах Национального собрания Пятой. Общее же число законодательных предположений, внесенных […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Правительство широко использовало парламентскую трибуну

Правительство широко использовало парламентскую трибуну для оправдания своей политики перед общественностью, упорно и небезуспешно сопротивляясь доступу к пей оппозиции. Кабинет мог теперь отказаться от дебатов по политическим заявлениям, сделанным правительством по его собственной инициативе (М. Дебре 60 время пребывания на посту премьера 17 раз выступал с такими заявлениями перед Национальным собранием, но только по восьми […]

Читать далее

Размещено в Франция Комментарии отключены

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta