Архив | Индивид и общество

Диссонанс познания

В1957 г. Л. Фестингер выявил экспериментально, как прием в группу, отличающуюся высокой сплоченностью, может заставить индивида изменить свои суждения и восприятие действительности. Индивид, который воспринимает себя как меньшинство в суждениях, постепенно все чаще отказывается от прежних воззрений в пользу видения мира, как у товарищей или коллег. Фестингер считал, что имеющееся несогласие создает напряженность, которую назвал […]

Читать далее

Размещено в Индивид и общество Комментарии отключены

Авторитет и послушание

Серия опытов, проведенных в 1969 г. американским психологом Милгремом, показывает, до чего может довести авторитет, связанный со статусом. На сидящего в кресле помощника психолога прикрепляют электроды. Участникам опыта сообщают, что его целью является изучение реакции пациента на воздействие электричества. Их просят смотреть на пациента и направлять ток, следуя инструкциям психолога. Последний уточняет, что сила тока […]

Читать далее

Размещено в Индивид и общество Комментарии отключены

Поведение в обществе

Поведение, индивидуальное или общественное, требует, за исключением абсолютного принуждения, принятия решения о переходе к действию и никогда не может быть сведено к цепочке решений, определенных извне (принадлежность к какой-либо социальной группе, религии или престижность жилища), или к последствиям социальной обусловленности. Личные обязательства берутся в соответствии с оценкой ситуации, шкалы приоритетов различных возможных целей, определения средств. […]

Читать далее

Размещено в Индивид и общество Комментарии отключены

Взаимодействие в обществе

Если ставить перед собой задачу понять отношения между индивидами, между внедрением в общество и поступками и, следовательно, значимость взаимодействия, то следует вспомнить о работах швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980), который исследовал строение нравственного суждения. Ребенок в 7 лет ведет себя еще эгоистично. Понятия уважения к другим, взаимодействия и справедливости формируются между 8 и 11 годами, […]

Читать далее

Размещено в Индивид и общество Комментарии отключены

Самоубийство

Большинство религий осуждает самоубийство как отрицание высшей воли. Для античного стоицизма положить конец собственной жизни дозволялось только в случае, когда этот акт отвечал требованиям уважения своего достоинства. По японской традиции оно означает признание себя побежденным и имеет целью спасти, если не удалось с помощью храбрости, свою честь перед противником. Крайний и довольно редкий поступок (2,2% […]

Читать далее

Размещено в Индивид и общество Комментарии отключены

Безумие и общество

Некоторые неврологические заболевания, эпилепсия например, и умственные отклонения (например, бесконтрольное выражение чувств) в отдельных обществах считались признаками связи с сверхъестественным. К ним относились со страхом и уважением. Со временем душевнобольные стали помещаться вместе с неизлечимыми больными, проститутками и брошенными инвалидами в Общий приют, созданный в Париже в 1656 г., по подобию которого стали создаваться и […]

Читать далее

Размещено в Индивид и общество Комментарии отключены

Вклад психоанализа

Психоанализ, прежде всего, является терапевтическим методом, изобретенным Фрейдом для больных истерическим неврозом («Исследование истерии», в соавторстве с И. Брейером, 1895 г.). Правила лечения следующие: пациенту предлагают выражать ассоциации, которые приходят ему на ум. Сеансы длятся по 45 минут два-три раза в неделю. Аналитик должен проявлять «не слишком пристальное внимание» и избегать провоцировать чувство, подменяющее удовлетворение, […]

Читать далее

Размещено в Индивид и общество Комментарии отключены

Речь и культура

Развитие речевых способностей и освоение символов шло в связи с необходимостью овладения орудиями труда. По мнению Леруа-Гурана (1911-1986, книга «Жест и слово»), те же способности помогли человеку изготавливать орудия труда и создавать знаки (наскальная живопись). Работы, проводимые с одичавшими детьми, показали, что овладение речью (к двум годам) возможно только при жизни в обществе. Речь является […]

Читать далее

Размещено в Индивид и общество Комментарии отключены

Развитие ребенка

Жан Пиаже совершил длительную серию исследований с помощью экспериментальных хитроумных приспособлений, целью которых было описание различных стадий и форм овладения абстрактным мышлением у детей. Эксперименты касались понятий числа, времени, нравственной оценки. Что касается понятия числа, на сегодняшний день допускается, что у детей существуют два основных этапа понимания. К четырем-пяти годам ребенок уже может быстро ответить, […]

Читать далее

Размещено в Индивид и общество Комментарии отключены

Вклад социологии

Термин «социология» был предложен в 1837 г. Огюстом Контом, поставившем ее в своей классификации на последнее место в ряду «наук о человеке», зависимой от всех прочих наук, но призванной увенчать их. Социология, решающая «макро — социологические» вопросы (касающиеся деятельности или становления общества в целом), лежит в основе непрерывной цепи, связывающей историю, философию истории и скрытую […]

Читать далее

Размещено в Индивид и общество Комментарии отключены

Интеллект и тесты

Измерение интеллекта, то есть потенциальных умственных способностей, как можно более независимо от полученных знаний — предмет изучения психометрии, зародившейся в 1907 г. в работах Альфреда Бине. Методика измерения следующая: проводятся испытания устные, письменные или физические, получившие название тестов. По ним легко произвести подсчет; они касаются отношения к языку, представления предметов в пространстве, умения оперировать абстрактными […]

Читать далее

Размещено в Индивид и общество Комментарии отключены

Вклад психологии

Психология изучает свойства человеческого разума и его действия. Термин использовался в XVIII в. философами-сенсуалистами, которые вместе с Кондильяком считали, что человеческий разум, «чистый лист» при рождении, строится на основе ощущений. С начала XIX в. были попытки дать новое определение. Психология оформляется в науку в конце XIX в. В наши дни экспериментальная психология, детская психология и […]

Читать далее

Размещено в Индивид и общество Комментарии отключены

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta