Антиколониальные и антифеодальные настроения

Широко используя антиколониальные и антифеодальные настроения крестьянских масс, Шамиль и его мюриды выдавали борьбу против России за предписанную религией войну с неверными, видя в ней средство хотя бы насильственным путем заставить людей жить в строгом соответствии с предписаниями шариата. Этому соответствовало создание теократической монархии с наследственной властью Шамиля в качестве эмира правоверных, преследование за нарушение шариата, требование покинуть веками насиженные места, еслн нм угрожают русские, и даже разорение аулов, оказывающих противодействие внедрению шариата и политике переселения. Все это, разумеется, не могло удовлетворить крестьян и вызвало открытое их недовольство. Не помогла и агитация со стороны духовенства, проповедовавшего, что Шамиль вдохновенно действует по воле аллаха, великого пророка и турецкого султана.

Горские общества, в жизни которых большую роль играли древние обычаи — адаты, основанные в известной мере на демократических началах, враждебно относились к шариату, провозглашавшему неравенство людей и право сильного повелевать и осуществлять свою власть над остальными.

Шариат, как и всякое религиозное законодательство, носит ярко выраженный классовый характер; он защищает и оправдывает власть феодала и правителя (имама), требует от верующих покорности и терпения, угрожая им всевозможными карами в земной и загробной жизни.

Опираясь на шариат, используя его воинственность и нетерпимость по отношению к «неверным», Шамиль и его наибы уговорами и насилием принуждали горские массы служить их военным планам. С явной угрозой, например, обратились в 1844 г. наибы Даниель-Султана (елисуйский султан) Абдурахман и Нур-Магомет к горцам Анкратльского общества:

«Вам известно, что мы по сие время защищали и оправдали вас пред имамом Шамилем в неблагопристойных поступках ваших, но с настоящего же времени будем одного мнения с теми, которые всегда говорили, что ваши общества заслуживают подвергать их разорению, если вы не будете иметь полную покорность назначенному к вам начальнику Молла-Шагбану, и потре- буемое от вас повиновение состоит в том, чтобы вы собрались на место, называемое Мазл-Тараси, и ожидали там прибытия Даниель-Султана.

Клянемся богом всевышним, если вы окажете в исполнении сего приказания малейшее неповиновение, то в таком случае придвинут к вам страшные войска, от которых вы не можете ожидать никакой пощады, и пошлют тех людей, которые давно ищут случая грабить имущества и разорить дома ваши; тогда не получите никакого помилования и раскаяние с вашей стороны не может иметь для вас никакого последствия.

 

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta