Атмосфера кадыровской семьи

Будучи непримиримым к ваххабитам (что стало главной причиной, побудившей его перейти на сторону центра), Ахмат-хаджи был уверен в возможности противопоставить им традиционный ислам, сделав на него ставку как на основу идеологии и стержень национальной консолидации. Сам он этого сделать не успел, но передал эстафету Рамзану.

Атмосфера кадыровской семьи была пропитана религиозностью, причем религиозностью особого рода, в которой доминировал традиционный чеченский ислам. Рамзан участвовал в зикрах, в которых поначалу большинство составляли старики. По свидетельству очевидцев, «омоложение» зикров началось уже в первую чеченскую войну. Импульсивно передвигающиеся по кругу (его диаметр может достигать десятков метров) и выкрикивающие слова молитвы мужчины символизируют внутреннюю сплоченность и приверженность Аллаху. «Громкий» зикр создает соответствующий экстатический настрой, высвобождает энергию.

Это традиция тариката (братства) Кадирийя, он более эмоционален, чем «тихий» зикр другого влиятельного на Северном Кавказе тариката — Накшбандийя.

Рамзан не имел за спиной приличного образования. Вряд ли в Центорое даже в советские времена хорошо учили. Сельская школа всегда проигрывала по сравнению с городской, причем уровень образования постоянно снижался. На этом фоне все большее значение приобретало знание истории чеченского народа, его традиций, культуры и религии. За спиной Рамзана нет и советского жизненного опыта — профессионального, психологического, не говоря уже о политическом. Он принадлежит к несоветскому поколению. Ценности недавнего прошлого, которые так или иначе имели значение и для генерала Дудаева, и для Ахмата-хаджи, Кадырову-младшему просто непонятны. Для него остающаяся в сознании старшего поколения культовой победа в Великой Отечественной войне — по большому счету пустой звук. В мировоззрении пережившей недавнее потрясение кавказской молодежи она не занимает значимого места. Эта война ассоциируется с депортацией 1944 г., которая навсегда останется одной из двух важнейших вех недавней чеченской истории. Вторая веха — война за независимость от России, которую в Чечне не считают проигранной. Не это ли было одной из причин, по которым в 2008 г. он так легко переименовал проспект Победы в проспект Путина?

Мечеть, зикры, знакомство с популярной религиозной литературой, а главное — разговоры с отцом культивировали в Рамзане отношение к религии как к идеологии борьбы. Ислам становился тождественным джихаду. Рамзан, служивший начальником охраны муфтия, а затем главы чеченской администрации (т. е. своего отца), не мог воспринимать ислам вне политики.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta