Бытовая ссора

Ваххабитов отторгала большая часть чеченского общества, однако они были организованны, сплочены, они сражались против ненавистных федералов и позиционировали себя как защитники народа. Символом конфронтации между ваххабитами и традиционалистами стало первое столкновение в 1995 г. возле могилы Хеди: ваххабиты хотели ее разрушить, тем самым прекратив языческий с их точки зрения обычай. В 1998 г. в Гудермесе между ваххабитами и их противниками, братьями Ямадаевыми, произошел настоящий бой, в ходе которого их поддержали местные приверженцы накшбандийского и кадирийского тарикатов. И хотя поводом для сражения послужила бытовая ссора, его яростный характер и масштабы свидетельствовали о непримиримом религиозно-политическом конфликте.

Мне доводилось обсуждать эту проблему с чеченцами, воспринимающими ислам только как часть национальной культуры. Однако даже они, люди индифферентные к религии, говорили: осквернение могилы Хеди размежевало общество и, что особенно важно, стало предпосылкой к последующему падению ваххабитского влияния — слишком дерзкий вызов был брошен этнической традиции. Ахмат- хаджи понял, что ни религиозный, ни политический компромисс с ваххабитами невозможен. Профессиональный священнослужитель, инстинктивный политик, он сознавал, что в результате гражданского противостояния в обществе возник идейный вакуум. Расколотый ислам, этнонациона- лизм, на котором зиждился сепаратистский концепт, — всего этого было недостаточно для сплочения народа. Самой простой и доходчивой идеей была реконструкция Чечни, своего рода «чеченская мечта», которая не требовала идеологизации. Людям было не до идей.

Во время своей инаугурации в октябре 2002 г. Ахмат-хаджи отказался приносить клятву на Коране, сказав, что он «не становится главой исламского государства», присовокупив, что главное — «получить широкие экономические полномочия». На это обстоятельство обратили внимание многие. Ведь и в Центральной Азии ни один из президентов не собирался строить исламское государство, но ведь принес же президентскую клятву на Коране враг исламистов глава Узбекистана Ислам Каримов.

Ни во время, ни после войн у кадиритского тариката не было влиятельных духовных лидеров, шейхов.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta