Царское правительство

Царское правительство опасалось, что некоторые кабардинские князья могут быть использованы против России. Поэтому оно приняло меры предосторожности. Еще в 1795 г. в Кабарду были направлены русские войска. Наиболее видные князья из числа неприязненно настроенных по отношению к России—Измаил Атажу- кин3, брат его Адиль-Гирей Атажукин, Атажукс Хэмур-

зин из Жамболатова рода были отправлены в Екатеринослав для содержания под присмотром.

Со знатнейших узденей Большой Кабарды было взято клятвенное обязательство, зафиксированное в письменном договоре, не допускать притеснения простого народа. Они же обязались держать народ под зашитой (в кунаках), удовлетворяя его справедливые и гго обычаю предков присягою подтвержденные претензии. При этом все сословия постановили, что если кто из владельцев удалится в горы и покинет место жительства, то он теряет право на подвластный ему народ, который с той поры будет находиться в непосредственном русском управлении.

Только после заключения русско-турецкого союзного и оборонительного договора от 23 декабря 1798 г., вызванного экспедицией французских войск во главе с генералом Бонапартом в Египет, наступил перерыв в русско-турецкой борьбе на Кавказе. С этого времени можно считать, что в русско-турецких отношениях кабардинский вопрос потерял свою остроту; он был решен в пользу России.

Однако это не означало, что Турция прекратила свои притязания на обладание Кавказом или что все феодальные правители Северного Кавказа, в том числе и некоторые кабардинские князья, перестали искать у Турции поддержки своим корыстным устремлениям.

В 1798 г. анапсмй Осман-паша двинулся было во главе 1500 турок на закубанцев, оказавших неповиновение туркам, но, испугавшись угрозы со стороны черке сов-шапсугов, предпочел возвратиться в Анапу.

В 1799 г. прибыл в Кабарду самовольно покинувший Екатеринослав князь Адиль-Гирей Атажукин. Он стал уговаривать народ противиться новым выборам в суды, и требовать восстановления суда по Корану.

Появление в Кабарде трех батальонов пехоты, расположившихся лагерем на р. Баксане, и начавшиеся репрессии принудили Адиль-Гирея с пятью лицами из высшего мусульманского духовенства Кабарды уйти за Кубань. После этого в Кабарде наступило относительное спокойствие.

Конечно, карательные экспедиции, направляемые местными начальниками в различные районы Кабарды, суровые наказания провинившихся и несправедливые действия военных администраторов, не желавших считаться с интересами, жизненным укладом и обычаями кабардинского народа, постоянно раздражали кабардинцев и не могли способствовать изживанию взаимного недоверия.

 

 

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta