Директивная ретрадиционализация

Можно согласиться с тем, что поощрение Рамзаном полигамии действительно отражало его тревогу о восполнения чеченской нацией военных потерь. Однако к этому можно присовокупить и то, что многоженство вошло в моду у чеченской элиты, приверженцев Рамзана, стало вопросом престижа. И Рамзан его всячески поощрял.

В 2006 г. Рамзан закрыл игорные дома, ибо игорный бизнес противоречит исламской традиции (в Дагестане такой запрет вышел позднее; задержка произошла потому, что в игорный бизнес вкладывали деньги некоторые местные политики).

В январе 2007 г. Рамзан принял решение о ликвидации детских домов. «Мы чеченцы, — заявил он, — а по нашим обычаям категорически запрещается отдавать детей или стариков в приюты. Это всегда считалось позором для всего рода». В том же году он начал продвигать идею обязательного преподавания в школах чеченского языка.

Директивная ретрадиционализация, порой принимающая ажиотажный характер, вызывает у части общества отторжение, которое публично не проявляется. Также немало в Грозном тех, кто не испытывает особой радости по поводу того, что именно в их городе появилась самая большая мечеть в Европе. Мне рассказывали, что на ее открытие в столицу Чечни автобусами свозили людей из отдаленных районов и сел, ибо сами горожане не рвались туда попасть. К тому же далеко не все верят в религиозную искренность Рамзана, не все чеченцы разделяют официальный восторг относительно сакрализации Кунта-хаджи.

Тяга к исламу среди образованной части населения, особенно городского, выражена меньше, чем в горных районах. К усилению влияния ислама с настороженностью относятся женщины и девушки, вынужденные одеваться в соответствии с исламскими нормами скромности.

Исламизация провоцирует рост напряженности в чеченских семьях. Молодежь посещает мечеть, юноши — намного чаще отцов, которых они обвиняют в забвении религии. «Ваха в мечеть отправился, а папа его — пока нет, сидит, выпивает», — услышал я от милой девушки из интеллигентной семьи. «Чечня — колыбель шейхов, — пишет в своем сочинении чеченский школьник. — Они предсказали нам мирную счастливую жизнь. Народ верит в это».

Во время войн в обществе сложился водораздел: к исламу больше апеллировали сепаратисты, чем сторонники сохранения в составе России. И теперь, когда власть фактически находится в руках бывших муджахедов, пропаганда ислама пугает сторонников светского государства. Недовольство вызывает монополизация ислама членами вирда Кунта-хаджи, остальные вирды чувствуют себя ущемленными.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta