Домашнее ремесло

Хозяйства как феодалов, так и крестьян было натуральным и замкнутым. В хозяйстве главную роль играло скотоводство, однако известное место занимали земледелие (просо) и домашнее ремесло (прядение, ткачество, изготовление оружия, хозяйственного инвентаря, обуви, одежды и др.).

Многие предметы, необходимые в быту (соль, изделия из железа, огнестрельное оружие), а также предметы роскоши чаще всего доставлялись караванами странствующих купцов. Крестьяне жили селениями («кабаками») и находились в зависимости от феодальной знати. Формы зависимости были различны. Часть населения была обязана выполнять определенные повинности, регулируемые обычным правом (адатами), другие облагались натуральным оброком или выполняли установленную барщину. Помимо крестьян, феодалы в своем хозяйстве эксплуатировали рабов, в состав которых попадали прежде всего пленные. Рабы служили также предметом торговли. Нередко зависимое положение трудового населения прикрывалось различными патриархальными обычаями, среди которых особое значение имели обычаи гостеприимства, побратимства, кровной мссти и др. Феодалы, особенно князья (пши), вышли из родовых старшин и военных предводителей. Князья опирались на военную дружину, набиравшуюся из узденей, составлявших привилегированное сословие. Крупные князья имели по тысяче I! бо.н.ше узденей н владели десятками крестьянских селений. Наряду с ними оылн и мелкие владельцы, обладавшие всего несколькими узденями и 5—7 селениями.

К господствующему классу Кабарды примыкало мусульманское духовенство. Религия (ислам) играла заметную роль в жизни кабардинского феодального общества начиная с XVII в. Однако мусульманское духовенство не пользовалось большим авторитетом у местного населения. Муллы и кадии были чаще всего выходцами из Крыма или Турции; насаждая в Кабардс чуждые горцам нормы мусульманского законодательства, они служили одновременно проводниками политики этих стран. При этом им приходилось преодолевать сопротивление населения, приверженность которого к местным-народным обычаям (адатам) была чрезвычайно сильна. В иных случаях духовенство было вынуждено приспосабливать свою деятельность к местным адатам.

У адыго-черкесских племен, отличавшихся друг от хруга языковыми особенностями н диалектами, процесс складывания феодальных отношений происходил гораздо медленее, чем у кабардинцев. У некоторых из этих племен (бесленеевцев, бжедухов, темиргойиев н др.) уже выделилась феодальная верхушка — «князья» — и наметилось сословное деление. Наряду со свободными крестьянами (фокотлямя) здесь существовало зависимое, закрепощаемое население; большую роль в хозяйственной жизни (играли также рабы (унауты). У других племен (:абалэеяов, натухайцев, шапсугов и др.) общинный строй оказался более устойчивым. Здесь, Зирррхия к этому времени еще не сложила крестьян была свободной и вместо князей выступали старшины.

 

 

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta