Этническая и религиозная идентичности

Во второй половине 1990-х в разгар подъема ваххабизма одним из самых популярных был вопрос, насколько искренен в своих исламских убеждениях Шамиль Басаев. Окончательного ответа на него нет. Наверное, его «склонность» к исламу была искренней. Во-первых, он был моложе своих сепаратистских собратьев, во-вторых, его «исламизация» происходила под непосредственным воздействием арабских миссионеров, он шел к исламу не от чеченской культуры. Как бы перешагивая через нее, он воспринимал ислам сквозь фундаменталистскую призму, а ссылки на местную традицию выглядели для него вероотступничеством. Для Басаева этническая и религиозная идентичности хотя и были неразрывно связаны, но не были равнозначны. Первенство принадлежало исламской самоидентификации, что способствовало утверждению радикальной исламской идеологии. Последняя становилась основой для превращения ичкерийского сепаратизма в движение за создание исламского государства. При такой позиции в религиозном дискурсе не оставалось места для Кунта-хаджи с его умеренным, прагматичным подходом. Он в глазах ваххабитов выглядел чуть ли не изменником веры.

Размышления об истинных взглядах Басаева, да и других полевых командиров (ичкерийских «генералов») подводят к ряду вопросов. Насколько рядовые бойцы «исламского фронта» были привержены радикальным идеям? Играли ли они в «ваххабизм» или на самом деле он застрял в глубине их мировоззрения? Кому объявили амнистию Ахмат-хаджи и Рамзан — ваххабитам, которые были вынуждены приспосабливаться из-за своего военно-политического поражения,

заблудшим мусульманам, которым они открыли глаза на истинный ислам, или для бывших сепаратистов ваххабизм был всего лишь конъюнктурной идеологией войны, национального сепаратистского движения? Можно ли было им верить?

В документах некоторых радикальных исламских организаций, например, действующей в Центральной Азии «Хизб ат-тахрир аль-ислямий», прописаны правила поведения для живущих в чуждой, даже враждебной среде. В частности, им рекомендуется вести себя таким образом, чтобы не вызывать недоверия среди окружающих, подстраиваться под их поведение, курить, употреблять алкоголь и пр.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta