Индифферентность к религии

Я выделяю слова «в меньшей степени», поскольку для крупнейшего мусульманского народа России — татар именно ислам стал стержнем, основой сохранения культуры. Без ислама татарам скорее всего грозило бы слияние с окружающей русской средой. Для чеченцев же ислам был хотя и важным, но далеко не единственным фактором культурного выживания.

Здесь не обойтись и без многократно цитировавшихся слов о чеченцах Александра Солженицына, написавшего, что в ГУЛАГе «была одна нация, которая совсем не поддалась покорности, — не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это — чечены». Чеченцы были сильны не только своей этнической солидарностью, но и обостренным чувством сопротивления власти, лишающей их ощущения личной свободы. Чеченцы менее религиозны, чем, например, жители соседнего Дагестана, а долгое проживание среди немусульманских народов усилило их индифферентность к религии, которая и по сей день присуща среднему и частично старшему поколениям.

Реисламизация охватила Северный Кавказ в самом начале 1990-х годов и набрала силу в первую чеченскую войну, когда идеологией сопротивления Москве стал джихад. В регион стремительно врывались новые, непривычные исламские идеи. По Кавказу бродили арабские миссионеры, привносившие свое понимание ислама. Их слова попадали на благодатную почву недовольства бедственным материальным положением, коррупцией. Советский Союз ушел в прошлое, новая политическая система была невнятна и непонятна. Зато она провоцировала на протестные действия, облекавшиеся в религиозную форму. Радикалы же предлагали свою, исламскую альтернативу, якобы способную разрешить все проблемы. «Исламский путь развития» выглядел априори безошибочным, ибо у его истоков стоял пророк Мухаммад. В экстремальных условиях 1990-х годов обращение к исламской модели обустройства общества многим казалось едва ли ни единственным путем спасения. «Ввергнутое в войну чеченское общество оказалось в драматической ситуации поиска формулы общественной жизни на основе выдуманных образов прошлого или же согласно предписанным

внешними силами рецептам, чуждым для Чечни и ее жителей». Начало религиозной и идейной чересполосицы Рамзан застал в почти подростковом возрасте.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta