Князь Орбелиани

Но представители кЛасса феодалов стремились прежде всего обеспечить свои классовые интересы. Под лозунгом «самобытности» они добивались сохранения своей самостоятельности, независимости своих владений, незыблемости своих «прав» на эксплуатацию крестьян. Не имея сил самостоятельно вести борьбу против могучего противника, феодалы шли на сговор с соседними странами Востока — шахским Ираном н султанской Турцией, надеясь на их вооруженную помощь и вмешательство в кавказские дела. Так, царевич Александр, обосновавшийся в 1818 г. в Иране, где он и умер (в 1844 г.), упорно призывал к борьбе против России не только грузинских князей, но и дагестанских ханов, осетинских и кабардинских феодалов.

Князь Орбелиани, участник дворянского заговора 1832 г. в Грузии, показывал на следствии, что доверенный царевича Александра азербайджанец Бала Мамед и грузин Гарсеван Чокашэили ездили в 1832 г. в Дагестан с письмами к Казн Мулле и к некоторым дагестанским старшинам .

Господство в горных районах Кавказа патриархально-феодальных отношений и родовых институтов, власть религии и духовенства, неизменно служивших интересам господствующей верхушки, — все это тормозило чэкономическое развитие горных районов и тем самым препятствовало сближению горцев с русским народом, с его передовыми, прогрессивными кругами.

Обстановка, сложившаяся на Кавказе в первой половине XIX в., не была повсюду одинакова. Страны Закавказья, находившиеся на более высокой ступени экономического и политического развития, имели гораздо больше возможностей для движения вперед, чем народы Центрального и Северного Кавказа. Царизм в интересах укрепления своих позиций провел а Закавказье ряд мероприятий: яапретил провоз через Закавказье евро.

пейских товаров, отменил внутренние таможенные пере- городки, ввел новое административное деление и т. д. Все это создавало определенные предпосылки для роста национальной буржуазии и развития капиталистических отношений в недрах феодального общества.

 

 

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta