Конфликтные отношения

Сэмюэл Хантингтон считал, что прологом к третьей антимусульманской войне России на Северном Кавказе с чеченцами послужили столкновения в 1992—1993 гг., происшедшие между православными осетинами и ингушами-мусульманами. При всей спорности такого подхода американский ученый уловил один из важнейших аспектов кризиса на Северном Кавказе — его религиознополитическую составляющую. Ислам не был первопричиной ни осетино-ингушского, ни чеченского конфликтов, но стал акселератором последнего, сделав его еще более ожесточенным и вписав его в конфликтные отношения между Западом, Россией (как его условной частью) и исламом. Версия конфликта цивилизаций была подхвачена как исламскими радикалами, в том числе чеченскими (что можно проследить по их сайту «Kavkaz-Center»), так и множеством журналистов и политиков, для которых «конфликт цивилизаций» стал прекрасным предлогом для собственной пиар-кампании на телевидении. Идея «конфликта цивилизаций» применительно к чеченской войне работала на обе противостоявшие стороны, поскольку возвышала их в собственных глазах: одно дело — «обыкновенный сепаратизм», совсем другое — участие в конфликте цивилизаций. Рамзан публично никогда высказывался на эту тему, но легко догадаться, что он видел себя не только борцом за независимость, но и муджахедом в глобальном сражении.

Мне доводилось разговаривать со многими кавказскими, центральноазиатскими, арабскими, иранскими воинами за освобождение от западного, прозападного, а также российского «ига», и все они подчеркивали, что их борьба — часть конфликта цивилизаций. Порой истолкование было еще проще: никакого конфликта между цивилизациями вообще нет, а просто Запад борется против ислама и желает подчинить себе мусульман.

Джихад вталкивал чеченцев в ислам. Он возвышал их в собственных глазах, обещал им солидарность единоверцев — мировой мусульманской уммы. В сепаратизме присутствовали и иные составляющие. В первое время в речах Джохара Дудаева упоминалось даже создание демократического государства (но кто в России, тем более в Чечне, мог знать, что это такое), затем оно плавно трансформировалось в исламскую республику. Чеченский этнонационализм мог состояться только на волне ретрадиционализации.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta