Народные движения

Не лучше было положение аулов предгцрных районов, где развито было земледелие. Один из наиболее внимательных наблюдателей в 30—40-х годах XIX в. — офицер писал о крайне тягостном положении жнтелей Дагестана: «Обременяемые нашими требованиями, они роптали на нас и охотно передавались неприятелю, при первой к тому возможности». Автор указывает, что доставка дров в аварские укрепления лежала на койсу- булинцах и аварцах, которые должны были идти в лес за 30 и 40 верст, получая за вьюк 20 копеек серебром. Нередко женщины тащили такие вьюки на себе, Не менее обременительной для жителей была и перевозка провианта. Они же были обязаны содержать по дербентскому и кизлярскому трактам «чапаров» (вооруженных людей для охраны дороги и конвоирования грузов), починять дорогу, особенно весною и осенью.

Большую роль в агитации против колониального режима царской России сыграл чисто религиозный момент. В Дагестане и прилегающих районах в 30-х годах XIX в. широко развернулось учение мюридизма, призывавшего к объединению всех мусульман на священную борьбу за веру, против России. Многие ханы, беки и старшины начали получать в начале 30-х годов XIX в. специальные обращения о том, что приблизилось время «джихада» (войны за веру), что они обязаны «(восстановить народ против неверных, дабы не уничтожилась мусульманская вера темнотою неверия и властью их над магометанами». Так, глава рутульского магала получил послание от Гам- зат-бека и Чобана, в котором говорилось: «Главное желание наше от истинной твоей дружбы состоит в том, чтобы ты поспешил к джихаду и пригласил к нему народ единственно для исполнения воли всевышнего, как сказано в Коране: 1) учините на пути божием джихад с имущества ми и душами вашими; 2) сражайтесь с неверными вообще; 3) убивайте неверных и 4) приглашайте правоверных к сражению. Ты знаешь все, что в нем написано, ибо ты из знающих. А мы, бог даст, въедем в горы в субботу и объявим тебе, Зуто-эфенди, все, что там делается. Да [будет] бог с нами».

В 1834 г}после гибели в Аварии имама Гамзат-бека, убитого в мечети братом знаменитого Хаджи-Мурата, ямамом Дагестана и главою мюридов стал Шамиль, которому удалось возглавить борьбу горцев и создать на территории значительной части Дагестана и Чечни, очищенных от русских войск, свое теократическое государство — имамат, своеобразный пример непрочного восточного военно-феодального государственного образования.

 

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta