О «русском вопросе»

К чести Рамзана, он никогда не забывал о «русском вопросе» Чечни. Нельзя сказать, чтобы он придавал ему исключительное значение, однако возврат, хотя бы символический, русского населения мог стать дополнительным фактором доверия к нему. Летом 2007 г. Общественная палата обратилась к представителю президента в Южном федеральном округе с требованием решить проблему русских. По словам Рамзана, в 2006—2008 гг. в Чечню уже вернулись 300 русскоязычных семей. Разумеется, эта цифра не впечатляет, однако на фоне происшедших в Ингушетии убийств нескольких русских семей, не прекращающегося потока русских, выезжающих из Дагестана (теперь уже ручейка, ибо теперь в республике их осталось не более 3%), действия Рамзана выглядят весьма своевременными.

В 2007 г. на православную Пасху по поручению заместителя председателя правительства Лемы Магомадова прихожанам православного храма Михаила Архангела было роздано по тысяче рублей. Всего на цели пасхальной благотворительности было потрачено 450 тыс. руб. Сам храм стал восстанавливаться еще при Ахмате-хаджи и сегодня внешне смотрится очень достойно.

Место Рамзана на Северном Кавказе невозможно правильно оценить без учета той роли, которую чеченский фактор продолжает играть в российской внешней политике, прежде всего на ее мусульманском направлении.

Еще в сентябре 2003 г., в самый канун президентских выборов в Чечне, Владимир Путин рискнул взять с собой в Нью-Йорк Ахмата-хаджи, представляя его и как главу чеченской администрации, и как своего рода контрагента в диалоге России с сепаратистской Чечней. Задачей было доказать, что «чеченизация» успешна и что Чечня обрела легитимного правителя. «Смотрины» Кадырова-старшего не стали удачными, поскольку на Западе усилиями чеченской эмиграции к нему относились как к изменнику делу независимости, он считался одним из виновников нарушения в Чечне прав человека. Более благожелательно, хотя и настороженно, отнеслись к Ахмату-хаджи в мусульманском мире. Его поездка в хадж в Саудовскую Аравию, встречи с мусульманскими политиками и духовными авторитетами привели к тому, что на Ближнем Востоке и в регионе Персидского залива, где Россию критиковали не только за войну против чеченцев, но и вообще обвиняли в постоянной войне против ислама (советскую оккупацию Афганистана там не забыли), к нему стали привыкать. Задачу примирения России с мусульманским миром Ахмат-хаджи выполнял достаточно успешно.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta