Образование постоянных охранных частей-муртазигетов

В рапорте командующего войсками в Северном и Нагорном Дагестане от 22 марта 1843 г. сообщается, что согласно собранным капитаном Неверовским сведениям, относящимся к организации внутреннего управления имаматом, наибы, не получая содержания, живут за счет собираемого с населения налога, от которого зажиточные горцы страдают больше других.

Особенно тяжелым для горцев было образование постоянных охранных частей-муртазигетов, которые не только должны были наблюдать за выполнением крестьянами правил шарната, но и служить боевой силой Шамиля. Каждые десять семей обязаны были снарядить одного всадника. Эти муртазигеты не получали жалованья и жили за счет населения, которое-обязано было

ке только их кормить, но и обрабатывать их поля и собирать для них урожай. Кроме того, все население было обложено согласно шариату налогом. Все это, как говорится в рапорте, произвело «большое колебание в умах горцев».

«Карахцы, видя [свои] земли потерянными, хотели отложиться. Хидатлинцы по случаю сбора для муртазигетов взволновались, и Кибит-Магомет, собрав всех кадиев и старшин, едва успел их успокоить и удержать в повиновении к Шамилю Хидатль».

Далее автор делает такой вывод: до образования «казны шариата» (превращение всех земель в шариатские, т. е. в государственные, и обложение налогами горцев, пользующихся землею) «горцы были довольны своим положением, но в настоящее время беспрестанные денежные сборы, содержание муртазигетов, непомерные их требования, несправедливый суд и притеснения наибов— поколебали доверенность последователей шариата к Шамилю»

При таких условиях, когда стремления горцев к изменению социальных условий отодвигались на задний план и подменялись идеологией мюридизма с призывами к борьбе за веру, за фанатичное выполнение религиозных предписаний шариата, препятствовавших росту классового сознания крестьянства и их борьбе со своими угнетателями, трудно было избежать кризиса, охватившего движение.

Реакционная идеология мюридизма, насаждавшая чуждые быту и условиям жизни горцев Кавказа шариат ские законы, написанные на непонятном им арабском языке, объявленном государственным языком имамата Шамиля, фактически препятствовала развитию грамоты на местных языках, поскольку в религиозных школах вводился только арабский язык. Тем самым наносился серьезный удар развитию культуры отдельных народов Кавказа, в частности, развитию местных языков.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta