Осетинский вопрос

«Осетинский вопрос» потеснил ставшие «рутинными» проблемы реконструкции Чечни. И хотя граничащая с авантюризмом деятельность Кокойты Кремлем была приглушена, стало очевидно, что у Москвы появляется еще один предмет особой заботы. Причем формальный статус Южной Осетии как независимого государства сочетается с неформальным статусом субъекта Российской Федерации: между Россией и Южной Осетией практически нет государственной границы, ее валюта — рубль, у ее граждан — российские паспорта, а развитие республики осуществляется исключительно благодаря российской финансовой помощи. (Что касается Абхазии, то ее политики, в том числе президент Сергей Багапш, действуют не столь назойливо, да и грузино-абхазская война 1993 г. принадлежит истории. На Северном Кавказе, в том числе в Чечне, появление независимой Южной Осетии было воспринято с большим волнением и даже тревогой ввиду возможного в будущем обострения вопросов о границах.)

Став для Москвы территорией специального внимания, Южная Осетия была поставлена на привилегированное «финансовое довольствие». На ее восстановление Россия выделила 25 млрд руб., плюс к этому 12,5 млрд было истрачено только на военные действия в зоне конфликта. К тому же местные политики знали, что реальные масштабы разрушений в Цхинва- ле и окрестностях ниже тех, которые демонстрировали официальные телеканалы. Такая значительная сумма не могла не быть замечена на Северном Кавказе, республики которого являются дотационными, причем реально некоторые местные бюджеты чуть ли ни полностью формируются из федеральных поступлений. Доля дотаций в валовых налоговых ресурсах в 2007     г. составляла в Дагестане 173%, в Карачаево-Черкесии — 159%, в Ингушетии — 433%, в Чечне — 433% (для сравнения: в Краснодарском крае — 10%, в Ставропольском крае — 31%, в Ростовской области — 27%).

В январе 2009 г. 29 млрд руб. было обещано новому президенту Ингушетии Юнус-беку Евкурову, что также не прошло незамеченным для руководства Грозного, поскольку эта сумма сопоставима с вливаниями в чеченскую экономику. Общий объем финансирования федеральной целевой программы социально-экономического развития Чеченской Республики на 2008—2011 гг. за счет средств федерального бюджета составляет 110,8 млрд руб. (в ценах соответствующих лет). Возник вопрос о возможности перестановки акцентов в финансовых потоках, хотя Москва убеждала местные элиты, что этого не случится.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta