Порождение дикой постсоветской вольницы

Порождение дикой постсоветской вольницы и чеченского национализма — генерал Дудаев в тех условиях мог действовать только в соответствии с общим вектором событий. Даже устойчивая и трижды проверенная психика летчика не могла гарантировать прокладки правильного курса в религиозно-политическом пространстве. Дудаев показывал, что отрицает рассыпавшийся советский менталитет, прежнее поведение, наконец, даже быт, выступая за замену всего этого иными традициями. Забавным и показательным по внутренней противоречивости решением был запрет новогодних елок, которые он связал с христианством. Он играл в традиционализм. Поневоле напрашивается сравнение со Сталиным, тоже отменившим этот «религиозный» предрассудок, но потом к нему вернувшимся. Проживи Дудаев подольше и тем более добейся он невозможного — создания независимой Чечни, елки пришлось бы вернуть, но уже не как дань христианству, а чтобы консолидировать атомизированное чеченское общество, для которого Новый год успел превратиться в семейный народный праздник.

Рамзан новогоднюю елку не отменял и не отменит. Он мудрее Дудаева, да и Сталина. Хотя, если бы он захотел сделать это, отношение Кремля было бы снисходительным (несмотря даже на кремлевскую елку!). Рамзан работает с традицией аккуратнее. Он внедряет ее настойчиво и последовательно, хотя до конца не понимает, что такой подход несет и серьезные издержки. Баланс позитивного и негативного непрост, и последствия ретрадиционализации амбивалентны.

Чеченский историк Явус Ахмадов пишет, что «вековая борьба с природой и враждебным окружением направила энергию народа в довольно узкое русло традиционализма (курсив мой. — А. М.), постоянного воспроизводства когда-то найденных удачных форм существования общества в согласии с природой и в согласии между людьми, составляющими данную общность»3. С этим тезисом можно поспорить, указав автору на абсолютизацию им традиции. Но можно его и дополнить, отметив, что чеченцы часто оказывались перед лицом врага, а также учесть сравнительную слабость, пун- ктирность модернизационного процесса, что всегда оставляет место для попятного движения к архаизации.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta