Приоритет традиции

Наиболее последовательно и даже рьяно защищал приоритет традиции чеченский политик и «утопист» Хож-Ахмед Нухаев, который придумал и даже описал некое «децивили-зованное» чеченское государство-общество, отказавшееся от достижений человечества и основанное на симбиозе ислама и племенных традиций. В конце 1990-х годов размышления Нухаева обрели известную популярность, на него ссылались многие зарубежные эксперты. Теоретические основы такого государства однажды пытался изложить мне в длившемся целый час телефонном разговоре соратник Нухаева Яхим Мансурчик. Признав оригинальность такой конструкции, я так и не смог понять, каким образом это квазигосударство может быть реально создано. Принципы же его не соответствуют нормам ислама.

Не следует относиться к реконструкции традиции сугубо негативно. Частичное восстановление в рамках ее институтов регулирования отношений в обществе в условиях постоянной напряженности поддерживает стабильность. При несоблюдении федеральных законов позитивную роль может сыграть адат. Продуктивен оказывается и шариат, если, конечно, не злоупотреблять отдельными его положениями, например, касающимися уголовного права.

С другой стороны, ретрадиционализация является маркером стагнации, тормозом на пути социальной мобильности, свидетельством невостребованности реальных реформ. Она возрождает нормы, не совместимые с современной жизнью, такие как кровная месть. Одним из ее важнейших следствий является политизация религии, которая превращается в идеологию, в свою очередь, неизбежно распадающуюся на несколько противостоящих друг другу направлений. Во всем происходящем не следует усматривать исключительно чей-то злой (или добрый) умысел. «Ретради- ционализация общества подчас. не способна противостоять разрушительной энергии войны (чеченской. — А. М.), которая вводит новые правила», — говорится в коллективной монографии французских исследователей.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta