Слепое увлечение идеологией

Спустя 10 лет, в 1853 г., в новом послании к турецкому султану Шамиль вновь просит у султана защиты и покровительства: «Мы, ваши подданные, получив от вашего величества осчастливившую нас бумагу, которая показалась нам неожиданно сошедшей с неба благодатью, приняли смелость обратиться cos всеподданническою просьбой к порогу великого халифата, царю нашего мира, в той надежде, что мы беззащитные, не будем отталкиваемы от всемилостивейшего нашего султана и будем приняты в числе прочих его подданных под его могучее покровительство».

Осторожность султана» определявшаяся прежде всего международной обстановкой и военной слабостью Турции, лучше всего показала полнейшую необоснованность в политическом отношении ориентации на Турцию, к чему, как известно, крайне недоверчиво относились и горские народные массы.

Во внутренней жизни мюридизм затушевывал классовые противоречия. Борьбу за социальное освобождение горцев, за их национальные права и экономические интересы, мюридизм подменял борьбою за торжество ислама, за полное подчинение жизни религиозным законам, фактически несовместимым с требованиями реальной жизни. Презрение к этим реальным жизненным требованиям, игнорирование материальных, экономических потребностей трудящихся в теократическом государстве Шамиля, превратившемся в наследственную монархию, все это неизбежно привело к изоляции Шамиля и его наибов от народных масс.

С другой стороны, насаждение религиозной нетерпимости к иноверцам, упразднение местных обычаев — адатов и насильственное введение шариата с его законами, чуждыми горцам Кавказа, мешали включению других народов Кавказа в борьбу, поднятую в Чечне и Дагестане.

Враждебная интересам трудящихся идеология воинствующего мюридизма не могла объединить и организовать народные массы, не могла обеспечить им победу. Только экономические преобразования, которые могли бы непосредственно улучшить положение угнетенных горцев, были способны вдохнуть силу в отсталые и забитые эксплуатируемые массы горцев, дать им действительный стимул к антиколониальной и антифеодальной борьбе.

Слепое увлечение идеологией мюридизма помешало Шамилю, этому бесспорно выдающемуся руководителю движения горцев и талантливому военачальнику сделать

правильный выбор между господствующими классами, против которых он выступал на первом этапе движения, и простыми горцами-крестьянами.

 

 

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta