Смерть Ахмата-хаджи

Смерть Ахмата-хаджи в 2004 г. породила загадку: как бы он повел себя в дальнейшем, каким образом использовал бы «исламский фактор» при строительстве ограниченной форматом России чеченской государственности? Завещал ли он Рамзану методы утверждения своего исламского дискурса в идеологии и политики? Кому принадлежит авторство систематического использования традиционного ислама в качестве рычага для консолидации чеченского общества?

Попробуем исходить из следующих соображений. Во-первых, как отмечалось, Ахмат-хаджи счел излишним грубо принуждать к возврату в традиционный ислам, опасаясь ненужного раздражения возвращавшихся боевиков, а также приверженной радикальным взглядам части молодежи. Во-вторых, успех традиционного ислама, кадиритского тариката был немыслим без влиятельного «жреца», место которого мог занять сам Ахмат-хаджи, выходец из рода Кунта- хаджи. Однако, в-третьих, востребованность в обществе религиозно-политического кумира была низка, возможно, даже отсутствовала. Известна фраза Ахмата-хаджи, что для прекращения конфликта в Чечне понадобится двадцать лет. Эти слова пятидесятилетнего чеченского президента означают, что он не претендовал на то, что именно ему выпадет привести Чечню к миру. Ахмат-хаджи принимал обязательство сократить этот срок. При всем том он не был назойлив и не пытался навязывать свою харизму окружающим.

Нетерпеливый Рамзан хотел добиться титула «восстановителя Чечни» максимально быстро. Он мечтал закрепить свою власть созданием национально-религиозной интеграционной идеологии. Выбор был ограничен. Чисто светская национальная идея заведомо была «непроходима». За двадцать лет в Чечне выросло поколение, не мыслившее себя вне ислама. Нелепо, абсурдно было ставить во главу угла модернизацию — вряд ли ее можно вообразить в нынешней Чечне. Даже в России этот концепт выглядел спекулятивным и маловразумительным. Для Рамзана, как и для некоторых кремлевских администраторов, она несет в себе опасность ослабления власти.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta