Сторонников Шамиля

Разумеется, нельзя утверждать, что в Кабарде вовсе не было сторонников Шамиля. Некоторые князья и уздени упорно ждали его и почему-то надеялись, что он еще раз придет в Кабарду после окончания поста в месяц рамазан. Под влиянием подобных слухов кабардинцы распродавали имущество, рогатый скот, овец, пчельники, сады, все, что только можно было обратить в деньги, чтобы легче была уйти в горы. В Кабарде даже появились отряды горцев, иногда доходившие до 400 человек, которые нападали на казачьи станицы, отгоняли скот. Однако вскоре стало известно, что Шамиль двинулся не в Кабарду, а на Цудакар и Акушу, где имел столкновение с русскими войсками.

О том, что ему теперь приходилось вновь подчинять когда-то примкнувшие к нему территории, лучше всего свидетельствует воззвание к жителям Каэнкумухских селений, которые еще в 1847 г. были на его стороне. «От властелина правоверных Шамиля — повеление казикумухцам.

Кланяясь всем вам, я предварю, что настало время, в которое вы должны чувства души вашей обратить к богу, жертвовать жизнью и восстать против врагов божьих, если вы веруете в бога и его пророка; иначе оставьте край ислама и перейдите в земли неверных, ибо земной шар обширен. Знайте, что я не буду щадить кровь и состояние ваше и направлю на вас моих наибов, потому что вы есть помощники, путеводители и крылья неверных, и охранители путей, и враги правоверных. Открывая вам сие, предоставляю на волю каждого быть правоверным или неверным. Да оповестит ведающий о сем неведающего!»

Это, как и многие другие такого же характера воззвания, обращения и приказы Шамиля и его наибов к племенам и отдельным селениям горцев в 40—50-х годах, нередко сопровождавшиеся карательными экспедициями и переселением некоторых аулов в глубину гор во избежание возможного перехода на сторону русских — все это говррило о решительном переломе, наступившем в отношении горцев к Шамилю, о внутреннем кризисе всего движения.

Деспотический режим феодальной теократии, насаждаемый Шамилем и его наибами, опиравшимися на вооруженную силу и использовавшими идеологию мюридизма, режим, при котором подавлялось всякое проявление классового самосознания народов и при помощи религиозного законодательства шариата насаждались нормы феодального права, не мог не вызвать стихийного недовольства масс. Разделенные этническими, племенными и национальными перегородками, мнйгочисленными патриархально-общинными традициями, горцы продолжали жить в условиях той же раздробленности, которая мешала нм сплотиться на борьбу как против колониального режима, так и за свои насущные права.

 

 

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta