Теократический режим

На втором этапе движения, начавшемся в середине 40-х годов, Шамиль уже окончательно отошел от интересов народных элементов и стал опираться исключительно на зажиточных узденей и мусульманское духовенство, облегчая им путь к превращению в типичных феодалов. Однако это была крайне неустойчивая опора: подкупленные различными посулами царских чиновников, они легко покидали Шамиля и переходили на сторону царизма.

Теократический режим, созданный в Чечне и Дагестане, переживал период длительного и мучительного разложения, в течение которого простые горцы терпели громадные лишения и страдания. Изверившиеся в мюридизме народные массы уже готовы были ускорить гибель тягостного для них режима.

Окончание Крымской войны, показавшей всю гнилость и бессилие крепостной России, и условия Парижского мира 1856 г. не могли изменить к лучшему положение Шамиля. Горцы целыми аулами покидали его, прекращая вооруженную борьбу с русскими войсками. После отпадения в 1856—1857 гг. Большой Чечни Шамиль обосновался в долине Аргуна, но в следующем году ему пришлось очистить и Малую Чечню, и Аргунскую долину; чеченцы были переселены на плоскость. В 1859 г. около 140 тыс. русских войск, имевших примерно 150 орудий, с разных сторон были двинуты в нагорный район между Аргуном и Салетавлей, в долину р. Айдинского Койсу.

Восстания против Шамиля в Северном Дагестане — Аварии, Койсубулу и Андии — вынудили Шамиля уйти в Южный Дагестан. Оставленный своими наибами и мюридами, он с группой преданных людей в количестве 400 человек укрылся в ауле Гуниб. Там 25 августа 1859 г. он сдался в плен русским войскам.

Одновременно с борьбой в Чечне и Дагестане развернулось антиколониальное движение адыго-черкесских племен Западного Кавказа: шапсугов, натухайцев, убыхов и др. Во главе этого движения встал в 1848 г. Мухаммед-Амин, один из наибов Шамиля. Он стремился примирить враждующие между собою племена, подчинить их своей власти и поднять на борьбу против русских. Сам крупный феодал, женатый на сестре темиргоевского князя Болотокова, имевший до 1000 человек крепостных и рабов, он опирался на феодальную верхушку племен, поддерживая феодальные тенденции зажиточных фокотлей (свободных крестьян) и старшин, и всячески противодействовал сближению черкесов с русскими. Турецкая агентура и английская дипломатия поощряли эту деятельность Мухаммеда-Амина, что и служило одной из причин непопулярности его среди широких народных масс.

 

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta