Турецкое правительство

Позднее поступило донесение о том, что турецкое правительство отправило из Константинополя на Северный Кавказ муллу с приказом узнать, что представляет собой Ушурма, сумевший произвести «замешательство» среди горцев и поднять закубанцев. Об этом же говорилось и в «Записке», представленной русским послом в Константинополе Булгаковым Екатерине П. По словам «Записки», к Ушурме был направлен софта (кандидат в ученые богословы), чтобы определить, тот ли он, о ком предсказывал пророк Мухаммед. Софта пробыл у Ушурмы 25 дней и установил, что он не особенно набожен и вовсе не учен, хотя и не уклоняется от совершения молитв, предписанных законом.

Из приведенного в «Записке» разговора между Ушур. мой и софтой видно, что последнего больше всего интересовали намерения Ушурмы в отношении России и проведенные нм военные действия. Ушурма говорил, что не может ничего предпринять, пока к нему не прибудет человек, которого он ожидает, что часть его войска против его желания напала на русские границы и разбила несколько русских полков. Ушурма просил, чтобы халиф (турецкий султан) прислал ему денег и начальника над войсками.

Софта пришел к выводу, что Ушурма вовсе не то лицо, которого ожидали по предсказаниям пророка, а обманщик, не пользующийся большим доверием в Дагестане

Зтог факт, как сообщает далее Булгаков, очень обрадовал Порту, так как появление настоящего пророка могло бы вызвать большие беспорядки во всей империи и «весьма гибельные последствия»2. Однако к этому сообщению Булгакова следует относиться критически: подобные заявления Порты могли быть рассчитаны на то, чтобы усыпить бдительность посла и показать, что турецкое правительство вовсе не интересуется Ушурмой. Во всяком случае, сообщенные Булгаковым сведения, основанные на турецких источниках, независимо от достоверности отдельных фактов, подтверждали сообщения различных информаторов о появлении у Ушурмы турецких агентов.

Возможно, что турецкому влиянию следует приписать и новый метод мобилизации мусульман, который Ушурма начал применять в 1786 г. Ушурма стал требовать со всех горских аулов, с каждой мечети по два человека, а также десятую часть имевшегося у жителей хлеба для прокормления находившихся при нем людей3. Жители Андреевского и Аксайского селений должны были выставить по 10 человек с мечети и по 60 копеек с каждо. о двора. То же самое Ушурма потребовал и с Костековского селения, но его жители ответили ему, что ввиду отсутствия князя выполнить такое требование не могут. Лишь под угрозой строгого наказания они согласились выполнить требование при условии, что и другие селения пришлют Ушурме людей и деньги. Жителям Брагунского селения было предъявлено такое же требование с угрозой, что в случае отказа селение будет разорено.

 

 

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta