Уровень социально-экономического развития

Уровень социально-экономического развития народов Северного Кавказа в конце XVIII в. был далеко не одинаков. Если общественный строй кабардинцев, кумыков, отчасти аварцев можно характеризовать как феодальный, хотя и не получивший еще окончательного развития, то лаки, чеченцы, ингуши и другие народы, населявшие горные районы, жили в условиях только еще складывающихся феодальных отношений, хотя и у них уже имела место общественная дифференциация: феодализи- рующимся старшинам противостояла масса обездоленной бедноты и абреков.

К 80-м годам XVIII в. противоречия между социальной верхушкой горского общества — князьями, ханами, беками, — с одной стороны, и простым народом — с другой, заметно обострились. Феодализирующаяся знать захватывала в свои руки землю и ставила в зависимость от себя простых горцев. Постоянно враждуя между собой, кумыкские, кабардинские и осетинские феодалы втягивали в свою междоусобную борьбу зависимый от них простой народ.

Эти междоусобные распри, так же как отсталость и разобщенность горцев, их растущее недовольство все усиливавшейся феодальной эксплуатацией — ростом крепостной зависимости и притеснениями со стороны старшин, использовал русский царизм в своих колониальных интересах, утверждая свое господство на Северном Кавказе. Так, например, генерал-майор Шемякин писал П. С. Потемкину 29 апреля 1786 г. по поводу раздоров между ведущими княжескими кабардинскими фамилиями: «Я расстройство их приемлю по настоящему положению нужным, стараясь усилить оное, извещая их между тем, что доношу Вашему высокопревосходительству и что с прибытием вашим должны они ждать Вашего высокопревосходительства рассмотрения».

Как уже говорилось, одной из форм протеста горского населения против феодального угнетения было массовое бегство крестьян от своих владельцев к русским, на «линию. Там их принимали и обращали в христианство, что освобождало беглого от подчинения его бывшему феодалу и от принудительного к нему возвращения.

В Моздоке была создана специальная миссионерская контора для распространения христианства среди осетин. Опираясь на поддержку местной русской администрации, миссионеры успешно действовали и среди других кавказских народностей. Правда, они иногда сами признавали, что успех их деятельности следует относить за счет холста, выдававшегося в подарок каждому новокрещенному, что нередко приводило к повторному крещению одних и тех же лиц. Коменданты крепостей, расположенных на «линии» в 1783—1786 гг. часто доносили о массовом бегстве крестьян, а иногда и узденей со своими семьями от местных князей-эксплуататоров и об их желании принять христианство и поселиться около «линии» под защитой русских.

 

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta