Возврат к чеченской исламской традиции

Оставался ислам в его синтетической интерпретации, где возврат к чеченской исламской традиции предполагал создание основы для экономического и социального возрождения нации, для нормализации отношений с Россией. Такой подход делал естественным обращение к наследию Кунта-хаджи. Рамзан, заявляя себя национальным лидером, однозначно претендовал на особое место в новом утверждении религии, чем отличался от остальных глав «мусульманских республик» Северного Кавказа (его отец пожертвовал своим религиозным постом, тем самым отделив политику от религии). В Чечне складывается иной, неожиданный тип руководства, когда глава республики обретает черты негласного духовного авторитета. Это вполне в русле исламской традиции, идеал которой — халифат. Понятно, что Рамзан решительным образом отверг бы подобные сравнения, тем более что они вызывают ассоциации с исламскими радикалами.

Главным его приемом стало использование в политических целях традиционного ислама, обращение к наследию Кунта-хаджи. Рамзан и его советники, в число которых входят некоторые ближайшие родственники, внушают людям, что политика Ахмата-хаджи была современным вариантом воплощения идей Кунта-хаджи. Оба призывали к компромиссу, и главным для обоих было спасение нации. Но если суфийский шейх был лишен возможности масштабного политического действия, то первый президент Чеченской Республики сумел остановить кровопролитие и заложил основы будущего «ренессанса». С этих позиций и следует рассматривать миссию сына Ахмата-хаджи, которому судьба уготовила роль продолжателя дела отца.

Помимо ревитализации взглядов кадиритского шейха Рамзан предпринимает усилия, направленные на укрепление вирда Кунта-хаджи, превращая его в политическую основу своего правления. Суфизм в Чечне даже не приходит, а врывается в политику. Политизация суфийского ислама давно разворачивается в соседнем Дагестане. Ее начало прошло незамеченным как для российских политиков, так и для экспертов. Однако в самом Дагестане местные исследователи — Г. Османов, З. Арухов, Г. Мурклинская — на это внимание обращали. Отмечал эту тенденцию и Вахит Акаев, однажды задавшись в своей публикации 2001 г. вопросом, станут ли «зикристы у власти».

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta