Безумие и общество

Некоторые неврологические заболевания, эпилепсия например, и умственные отклонения (например, бесконтрольное выражение чувств) в отдельных обществах считались признаками связи с сверхъестественным. К ним относились со страхом и уважением. Со временем душевнобольные стали помещаться вместе с неизлечимыми больными, проститутками и брошенными инвалидами в Общий приют, созданный в Париже в 1656 г., по подобию которого стали создаваться и другие.
М. Фуко (1926-1984) в своей «Истории безумия в классическую эпоху» (1961) описал, как был осуществлен переход от практики содержания больных в полном заключении до различных видов лечения людей с отклонениями от нормы в XIX в. Во Франции, по закону 1837 г., было учреждено по одному сумасшедшему дому в каждом департаменте и определено, что помещать туда можно либо по решению властей, либо по просьбе семьи и с согласия врача.
Психоанализ стал первым терапевтическим методом, предложившим нечто иное, кроме помещения в больницу. Разработка фармакологических средств открыла, более широкие возможности для амбулаторного лечения душевнобольных. С 1960-х гг. набирало силу так называемое анти психиатрическое движение, в котором участвовали и психо невропатологи, в том числе Р. Лэнг (1927-1989, «Душевное равновесие, сумасшествие и семья», 1964) и Д. Купер (1931-1986, «Смерть семьи», 1971). Важный вклад этого идейного течения заключается в предположении, что душевная болезнь может быть ответом, мучительным для пациента, на несправедливость и жестокость общества, примером которых является желание изолировать людей с отличающимися идеями. Оно оказало большое влияние на теорию и практику. Сегодня помещение душевнобольных в больницы практикуется меньше, а сами больницы больше не напоминают тюрьмы.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta