Поведение в обществе

Поведение, индивидуальное или общественное, требует, за исключением абсолютного принуждения, принятия решения о переходе к действию и никогда не может быть сведено к цепочке решений, определенных извне (принадлежность к какой-либо социальной группе, религии или престижность жилища), или к последствиям социальной обусловленности. Личные обязательства берутся в соответствии с оценкой ситуации, шкалы приоритетов различных возможных целей, определения средств. Эти три фактора субъективны, на них влияют культурная среда, предыдущий опыт и т. д.; тем не менее, они определяют выбор, который, с точки зрения исполнителя, считается рациональным, если он приводит к принятию мер, воспринимаемых как адекватные для достижения выбранной цели. Посторонний наблюдатель может резонно усомниться в объективной рациональности, у него нет оснований отказывать исполнителю в субъективном значении (рациональном для него) его действия. Таким образом, искупительные обряды (то есть ритуалы, имеющие целью удостовериться в благосклонности божества) воспринимаются как совершенно рациональные теми, кто верит в непосредственную связь между людьми и сверхъестественными силами.
В том, что касается мотивации действия, Макс Вебер определил в начале века основное различие между рациональностью с практической целью (единственной, какую признает утилитаристская традиция) и рациональностью относительно ценностей. Этика ученого, для которого имеет значение лишь истина, не может быть похожа на этику политического деятеля, обязанного для достижения своих целей подстраиваться к планам и мнению политических кругов, а иногда и хитрить.
Все общественные явления (имеющие статистически фиксированную регулярность) проистекают из поступков индивидов, действующих порознь, одновременно или коллективно. Так, социологическое объяснение глобального явления должно учитывать сложные связи между индивидуальным и глобальным уровнями. Чувство небезопасности, например, статистически не связано с уровнем криминальности города; напротив, оно связано с физической и социальной уязвимостью индивидов и увеличивается с возрастом и одиночеством.
Из этого не вытекает, что любое социальное явление может быть отнесено к преследованию определенной цели группой или классом людей. Пробки на городских улицах, например, нежелательны ни для кого; они являются следствием суммы решений людей сесть в машину при осознании риска. Американский социолог Р. Мертон (род. 1910) заинтересовался этими проблемами в 1937 г., место им было уделено в работах французского ученого Р. Будона (род. 1934), который в 1976 г. назвал их порочными последствиями.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta