Categorized | Образование

От коллежа до лицея

В XIII в., с зарождением университетов в Париже и в Оксфорде, развиваются коллежи. Они не связаны с университетом, не готовят к экзаменам и не дают звания. Коллежи представляют собой общности, объединяющие постоянный состав ученых и юношей, которые в течение нескольких лет разделяют их образ жизни, тягу к знаниям и диспуты на равных, в то время как в университете профессора передают знания под контролем теологов и представителей папской власти. Такие коллежи в Англии и на континенте ожидало разное будущее. В Оксфорде и Кембридже они превратились в учреждения, дающие высшее образование, и в измененном виде стали частью университета, сохранив при этом исходный дух и своеобразие.
Во Франции в начале XVII в. коллежи были превращены религиозными объединениями в учреждения, дающие среднее образование. Коллеж Клермон в Париже, сегодня Лицей Людовика Великого, в 1667 г. стал преемником средневекового коллежа. Отличавшиеся высоким качеством преподавания, эти учреждения нового типа выявили отсталость традиционной методики факультетов университета, за исключением юридического и медицинского. Наполеону в 1802 г. не пришлось вносить много изменений в их систему, чтобы превратить в лицеи, готовившие на степень бакалавра. Прекрасный уровень подготовки в этих лицеях замедлил внедрение настоящего высшего образования в области литературы и науки, которое произошло лишь в конце XIX в.
Иезуиты придумали организацию классов в соответствии с уровнем развития учеников и разработали программы для системы обучения, начинавшейся с так называемых грамматических классов (с 6-го по 3-й), затем переходившей к литературным, в том числе риторики (1-й), и заканчивавшейся классом философии. Они также систематизировали упражнения для обучения с литературным уклоном. Равенство научного образования было узаконено только в 1902 г. путем учреждения дифференцированных курсов, начиная со 2-го класса, и появлением степени бакалавра для прошедших обучение в классах с математическим уклоном.
В Италии и Испании по тем же причинам рано появились лицеи, дававшие высокий уровень образования, и были слабые университеты. Наоборот в протестантской Германии не было хорошего среднего образования до середины XIX в., но его частично восполняли университеты, не знавшие цензуры католической церкви. В Англии с конца XVIII в. стали создаваться частные школы для подготовки мальчиков из хороших семей в университетские колледжи. Эквивалент французского лицея -государственные школы — появятся позднее.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta