Американская идейно-политическая история

На страницах этой книги собраны разнообразные материалы, посвященные всем перечисленным вопросам. Это статьи и выступления самих столпов современного американского консерватизма, публикации их оппонентов, комментарии ученых и политических обозревателей. Знакомясь с ними, лучше понимаешь, что сегодня происходит в Америке, почему правые силы пошли в наступление,

от консерваторов, правые радикалы стремятся к мобилизации массовых политических движений ради захвата власти. Причем в Америке правый радикализм имеет сильный популистский оттенок, вызывающий неприязнь у приверженцев элитарного консерватизма.

В американской идейно-политической истории можно выделить три основных направления, по которым шло формирование различных типов консервативной идеологии.

Строго говоря, в Америке никогда не было классического консерватизма в его европейском варианте, поскольку никогда не было развитых феодальных устоев. Тем не менее элементы добуржуазной феодально-консервативной идеологии были импортированы в Новый Свет из Англии и сохранились в Америке после завоевания ею независимости. Вначале они составили костяк политических и философских верований южной плантаторско-рабовладельческой аристократии. Затем, с конца XIX в., к этим идеям стали обращаться те буржуазные элементы, которые оказались не приспособленными к индустриализации и монополизации американского капитализма я взывали к прошлому как к эпохе социальной стабильности и покоя. В 30—40-х годах XX в. и особенно в послевоенный период на основе традиционных консервативных идей формируется существующая по сей день форма консервативной идеологии, получившая название «традиционализм». Традиционалисты требуют невмешательства государства в сферу рыночных отношений, но при этом в гораздо большей степени озабочены морально-религиозными проблемами. Поэтому традиционализм часто называют не столько экономическим, сколько социальным консерватизмом, лозунгом которого является «закон и порядок». В последние годы традиционалистские идеи задают тон в программах таких правофундаменталпстскнх организаций, как «Моральное большинство», «Христианский голос» и др.

Второе направление формирования идеологии американского консерватизма связано с эволюцией классического либерализма в период перехода к государственно-монополистическому капитализму, когда идея «свободного рынка» приобретает консервативную функцию и начинает выражать требования крупного капитала о предоставлении ему не ограничиваемой государством «свободы» эксплуатации наемного труда. В качестве реакции на реформы «нового курса» и последующие попытки создания «общества благосостояния» в США получает распространение другая разновидность консервативной идеологии — так называемый «либертаризм», отражающий интересы широких кругов бизнеса, не связанного с государственным сектором и противящегося государственному вмешательству.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta