Дух времен предпринимательского капитализма

Время от времени бизнес может высказываться в духе времен предпринимательского капитализма, но мало кто не знает о том, что наши многонациональные корпорации обращаются за поддержкой к правительству, которое покупает их товары, повышает их цены, поддерживает их монопольные права, страхует их от конкуренции, гарантирует их кредиты, покрывает их потери и спасает в случае банкротства.

В противоположность писаниям Гплдера, который изобрая{ает, как человеколюбивые предприниматели идут на благородный риск во имя робкого общества, эти гигантские экономические управленческие аппараты меньше кого бы то ни было в мире заинтересованы в риске. Америка не обобществляет промышленность, зато она лидирует по части того, что исследователь Теодор Лоуи окрестил обобществлением риска, т. е. предоставляет частному сектору получать прибыли, а государственному сектору — принимать на себя риск и возлагать его на плечи налогоплательщиков.

Как убедились на своем опыте «Крайслер», «Локхпд», «Пени септрал», агробизнес, обувная промышленность, да и почти все другие отрасли промышленности с тех пор, как Франклин Рузвельт впервые начал спасать капитализм от него самого, в регулируемой правительством экономике почти невозможно разориться. Правительство-покровитель не сидит на шее свободного предпринимательства, не давая ему развернуться, скорее оно находится в его основании и поддеряшвает его. Команда экономистов Рейгана и миннетров, знакомых с миром бизнеса, вроде Каспара Уайнбергера, прекрасно это понимает и приспособила по крайней мере часть своего экономического плана к такой парадоксальной действительности.

Но президент сделан из более крутого теста. Он предпочитает политические интересы экономическим, индивидуализм — корпоративности и, похоже, хочет заставить руководителей бизнеса вести себя соответственно их рассуждениям. Они, вероятно, считают, что он верит в то, что живет на заре «позолоченного века». В конце концов.

все его друзья — это самостоятельно пробившиеся калифорнийские миллионеры, его герои заимствованы из фильмов «золотой эры» Голливуда, а его представления — из времен освоения Запада. В то же время они понимают, что большой бизнес вползает в сумерки капитализма. Это означает, что потреблению отдается предпочтение перед производством (отсюда вытеснение «традиционных отраслей промышленности» не создающей материальных ценностей сферой услуг), что прибыли предпочитаются капиталовложениям (отсюда использование налоговых льгот на приобретение новых фирм, а не на переоборудование и инвестиции) и что стабильность лучше риска (отсюда обобществление риска и застой предпринимательской инициативы).

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta