Два направления в рамках американского либерализма

Двадцатый век видел два направления в рамках американского либерализма — либерализм правящего истэблишмента и прогрессивный либерализм. Различия мея?ду ними наиболее ясно прослеживаются в их воззрениях на экономику и на «холодную войну».

Со времен рузвельтовского «нового курса» фактически все либералы считали, что сильная президентская власть является противодействием богатым и могущественным магнатам. Либеральный истэблишмент считает президента могучим защитником людей, которые вынуждены вступать в поединок с привилегированным классом. Выражается надежда на приведение в действие позитивных исторических сил, способных обеспечить социальное равенство и индивидуальную свободу в рамках системы опирающегося на большой бизнес капитализма. Такого рода либерализм, выступающий за сильное правительство, становится гарантом капиталистического принципа разделения риска и частного присвоения прибыли. В обмен на это имущие классы, которые Франклин Рузвельт назвал «экономическими роялистами», приемлют определенный уровень ограничения их деятельности посредством правительственного регулирования.

Эта форма либерализма придерживается теории «партнерства», согласно которой правительство помогает бизнесу процветать. Либералы считают, что для того, чтобы

не допускать конфликтов в стране, надо выделять деньги на решение возникающих проблем. А чтобы заплатить за эти программы, либеральный истэблишмент прибегает к увеличению государственного долга и регрессивной структуре налогообложения.

Но существует и иное направление современного либерализма, которое свободно от исторических связей с опирающимся на большой бизнес капитализмом. Это прогрессивный либерализм, который является наиболее восприимчивой формой либерализма, окрашенной неиссякаемым стремлением американцев к справедливости и счастью. Он всегда выступал за двухсекторную экономику, базирующуюся, с одной стороны, на кооперативном и общественном предпринимательстве, а с другой — па мелком бизнесе. Он также выступает за невмешательство и независимость во внешней политике.

Философские корни прогрессивного либерализма восходят к прагматизму Джона Дьюи, политической деятельности Роберта Лафоллета и общественной мысли Уильяма Дугласа. Он отзывается на призыв к экономической справедливости, который прослеживается в трудах Юджина Дебса, Эптона Синклера, Чарлза Бирда, Джейн Адаме, Джона Льюиса. Все они верили в то, что рабочие должны участвовать в управлении своими предприятиями, и отрицательно относились к неограниченному частному накоплению, бесконтрольному правительству и тем политикам, которые ввергают страну в войну или имперские авантюры.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta