Консерватизм: традиции и современность

После периода уверенного господства во всех сферах американской жизни, после того как его ценности, установки и даже методы стали расхожей мудростью, американский либерализм начал рушиться. Когда в феврале 1981 г. во время своей речи в конгрессе, посвященной урезыванию бюджета, Рейган повернулся к демократам-либералам и спросил, есть ли у них лучшая альтернатива его программе, ответом ему было молчание — глубокое молчание, подтверждающее, что либералы, видимо, больше не имеют альтернативы, в которую они бы верили.

В сегодняшней Америке слабеющие либералы лишились «мандата небес», которым теперь обладает сильная возрождающаяся традиционалистская династия. Невозможно учесть число американцев, которые — одни в течение десятилетий, другие лишь в последние несколько лет — поднимались на борьбу против либерализма, в за-

щиту традиционных ценностей. Они отбрасывают многие интеллектуальные и моральные понятия, которые не только считались само собой разумеющимися в конце 70-х годов, но и составляли также глдвное либеральное обоснованно и оправдание для национальной политики начиная с 30-х годов.

Возрождение традиционализма является самой динамичной силой на массовом уровне в наиболее частных и в то же время наиболее важных сферах жизни. Легионы американцев возвращаются к традиционным принципам образования, к писанию н духовности в религии, к доверию к системе свободного предпринимательства, к восстановлению ценности семьи. Они подписываются под воззванием групп вроде «Остановить поправку о равных правах женщин» или «Моральное большинство», поддерживают своих кандидатов и обмениваются информационными бюллетенями. Поток научных изысканий множащихся и разрастающихся консервативных исследовательских институтов и мозговых трестов, а также работы исключительно влиятельной группы интеллектуалов, известных под названием неоконсерваторов, усиливают и направляют это движение.

Нелегко придумать ярлык этому массовому возврату к исчезающим пли утраченным ценпостям. В некотором отношении это — явление «правого» толка. И все же это неподходящий термин, поскольку он имеет слишком сильную политическую окраску, если иметь в виду точку зрения большинства членов движения. Хотя «Моральное большинство» и другие принадлежащие к «новым правым» группы действительно являются «правыми» в политическом отношении, собственно политический аспект в целом отсутствует в движении за возврат к традиционным принципам в образовании, в поисках духовности в религии или в движении в защиту семьи.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta